СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий,  позволяющих целенаправленно и систематически формировать контрольно-оценочную самостоятельность у младших школьников, опираясь на эффективные педагогические технологии, дидактические методы, приёмы и средства.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики в начальной школе"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лопьяла Уржумского района Кировской области  «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности  у младших школьников  на уроках математики»   Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лопьяла Уржумского района Кировской области

«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников на уроках математики»

Пермякова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов.

Актуальность  «Одним из ценностных ориентиров начального образования является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)». («Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г.Асмолов)

Актуальность

«Одним из ценностных ориентиров начального образования является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)».

(«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г.Асмолов)

К онтрольно-оценочная самостоятельность- результат  процесса формирования контроля и оценки.  Контрольно-оценочная самостоятельность -  это «готовность личности к инициативным,  осознанным, ответственным действиям по  осуществлению контроля и оценки своей  деятельности. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников включает овладение действиями самоконтроля и самооценки .
  • К онтрольно-оценочная самостоятельность- результат процесса формирования контроля и оценки.
  • Контрольно-оценочная самостоятельность -

это «готовность личности к инициативным,

осознанным, ответственным действиям по

осуществлению контроля и оценки своей

деятельности.

  • Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников включает овладение действиями самоконтроля и самооценки .
Оценка - средство обеспечения качества образования Оценка своих результатов, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки будут способствовать развитию: самоосознания, раскрытию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, помогут освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью .

Оценка - средство обеспечения

качества образования

Оценка своих результатов, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки будут способствовать развитию:

  • самоосознания, раскрытию готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
  • принятию ответственности за их результаты,
  • помогут освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью .
Проблемы и противоречия оценивания Направленность оценки на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов. Ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения ЗУНов. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

Проблемы и противоречия оценивания

  • Направленность оценки на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов.
  • Ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения ЗУНов.
  • Роль оценки сводится к постоянному принуждению.
  • В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Традиционное оценивание  направленность оценки на внешний контроль ; не формирует оценочную самостоятельность;  затрудняет индивидуали-зацию обучения;  не информирует о действи-тельном уровне знаний;  имеет травмирующий характер;  снижает интерес к учению. Инновационное оценивание  направленность оценки на самоконтроль;  формирует оценочную самостоятельность; способствует индивидуализации обучения; информирует о действи-тельном уровне знаний;  снижает психологический дискомфорт, тревожность;  сохраняет интерес к обучению.

Традиционное оценивание

  • направленность оценки на внешний контроль ;
  • не формирует оценочную самостоятельность;
  • затрудняет индивидуали-зацию обучения;
  • не информирует о действи-тельном уровне знаний;
  • имеет травмирующий характер;
  • снижает интерес к учению.

Инновационное оценивание

  • направленность оценки на самоконтроль;
  • формирует оценочную самостоятельность;
  • способствует индивидуализации обучения;
  • информирует о действи-тельном уровне знаний;
  • снижает психологический дискомфорт, тревожность;
  • сохраняет интерес к обучению.
Задача учителя: создать условия, опираясь на эффективные педагогические технологии, дидактические методы, приёмы и средства, позволяющие целенаправленно и систематически формировать контрольно-оценочную самостоятельность у младших школьников.

Задача учителя:

  • создать условия, опираясь на эффективные педагогические технологии, дидактические методы, приёмы и средства, позволяющие целенаправленно и систематически формировать контрольно-оценочную самостоятельность у младших школьников.
Педагогическая технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности Р ассматривает контрольно-оценочную самостоятельность как основу учебной самостоятельности школьника .  В основе формирования контрольно-оценочной самостоятельности лежат четыре взаимосвязанных процесса: 1)потребностно-мотивационный; 2)контрольный; 3)оценочный; 4)корректировочный.

Педагогическая технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности

Р ассматривает контрольно-оценочную самостоятельность как основу учебной самостоятельности школьника .

В основе формирования контрольно-оценочной самостоятельности лежат четыре взаимосвязанных процесса:

1)потребностно-мотивационный;

2)контрольный;

3)оценочный;

4)корректировочный.

Виды самоконтроля Предварительный Цель: проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач. Процессуальный Цель: осуществляет пошаговый контроль процесса выполнения устной и письменной работы. Итоговый   Цель: контроль, планируемых результатов изучения темы или контроль полученного результата (по завершению задания)  

Виды самоконтроля

  • Предварительный

Цель: проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

  • Процессуальный

Цель: осуществляет пошаговый контроль процесса выполнения устной и письменной работы.

  • Итоговый  

Цель: контроль, планируемых результатов изучения темы или контроль полученного результата (по завершению задания)

 

Приёмы предварительного самоконтроля:   1. «Ориентировка» «Выполни деление и проверь 2972 : 4»: - Сможете ли вы выполнить письменное деление? -В чем заключается трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять работа? -Как вы сможете себя проверить? (Полученное частное умножу на делитель) -Составьте алгоритм своей работы. 2.« Определение плана или хода выполнения задания»   (по алгоритму, по памятке)

Приёмы предварительного самоконтроля:

 

1. «Ориентировка»

  • «Выполни деление и проверь 2972 : 4»:

- Сможете ли вы выполнить письменное деление?

-В чем заключается трудность?

-С чего начнете?

-Из каких этапов будет состоять работа?

-Как вы сможете себя проверить? (Полученное частное умножу на делитель)

-Составьте алгоритм своей работы.

2.« Определение плана или хода выполнения задания»  

(по алгоритму, по памятке)

3. « Самоинструктаж или взаимоинструктаж» Подумайте, как можно решить задачу? Составьте план решения задачи. 4. « Фиксирование ошибочного действия» Например, на этапе выделения затруднения в делении вида, когда в записи частного на конце или в середине встречаются нули 1850: 5 = 370 и 5648 :8=706 Объясните, как выполните деление, пользуясь планом, в №383: Определите , пункты алгоритма, которые требуют особого внимания – «ловушку» (определяю количество цифр в записи частного, ставлю точки, чтобы не потерять нули в записи частного)

3. « Самоинструктаж или взаимоинструктаж»

  • Подумайте, как можно решить задачу?
  • Составьте план решения задачи.

4. « Фиксирование ошибочного действия»

  • Например, на этапе выделения затруднения в делении вида, когда в записи частного на конце или в середине встречаются нули
  • 1850: 5 = 370 и 5648 :8=706
  • Объясните, как выполните деление, пользуясь планом, в №383:
  • Определите , пункты алгоритма, которые требуют особого внимания – «ловушку» (определяю количество цифр в записи частного, ставлю точки, чтобы не потерять нули в записи частного)
5. « Предупреждение ошибок»  при подготовке к предстоящей проверочной работе. Не вычисляя, назови неверные решения.   7380:9 = 82 3010 : 5 =62 56014:7 =8002  Реши правильно и выполни проверку умножением.  Перед проверочной работой по теме «Решение уравнений» предупреждением ошибок станет приём «Сорбонки» , составленные по правилам нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

5. « Предупреждение ошибок»  при подготовке к предстоящей проверочной работе.

  • Не вычисляя, назови неверные решения.

 

  • 7380:9 = 82 3010 : 5 =62 56014:7 =8002
  • Реши правильно и выполни проверку умножением.
  • Перед проверочной работой по теме «Решение уравнений» предупреждением ошибок станет приём «Сорбонки» , составленные по правилам нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
«Сорбонки» Цель: «Самоконтроль и самооценка по изученной теме» Темы:  «Таблица сложения», «Таблица умножения», «Соотношение единиц измерения величин», «Формулы», «Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий» и т.д.  Как найти неизвестный делитель? Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

«Сорбонки»

Цель: «Самоконтроль и самооценка по изученной теме»

Темы: «Таблица сложения», «Таблица умножения», «Соотношение единиц измерения величин», «Формулы», «Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий» и т.д.

Как найти неизвестный делитель?

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Приёмы процессуального контроля Контроль в процессе выполнения устной и письменной работы должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.   1. « Проговаривание в устной форме» Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников выполняют действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции. Критерии оценки: «правильно» +, «не совсем правильно» ?, «неправильно» - . Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

Приёмы процессуального контроля

  • Контроль в процессе выполнения устной и письменной работы должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

 

1. « Проговаривание в устной форме»

Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников выполняют действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции.

Критерии оценки: «правильно» +, «не совсем правильно» ?, «неправильно» - .

Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

2.»Один объясняет, другой комментирует» – верно или неверно выполнено действие ( комментирование цепочкой ) Определи заранее, сколько цифр должно получиться в записи частного, и выполни деление: 6336 : 2 6336 : 9   3. « Составление плана действий» Найди пропущенное число. 󠇯 : 6 =2870 (ост.5) 1)умножу частное на делитель 2)к полученному произведению прибавлю остаток

2.»Один объясняет, другой комментирует» – верно или неверно выполнено действие ( комментирование цепочкой )

  • Определи заранее, сколько цифр должно получиться в записи частного, и выполни деление:
  • 6336 : 2
  • 6336 : 9

 

3. « Составление плана действий»

  • Найди пропущенное число.
  • 󠇯 : 6 =2870 (ост.5)

1)умножу частное на делитель

2)к полученному произведению прибавлю остаток

4. « Фиксирование хода работы»   в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)  На клетчатом поле учебника «М» 4 кл. с.73 № 27 изображены две фигуры. Инструкция : Начерти такие фигуры в тетради. + В фигуре 1 найди одну девятую долю + и закрась четыре таких доли + , а в фигуре 2 закрась семь шестнадцатых долей. + Найди площадь незакрашенной части фигуры 1.  +  

4. « Фиксирование хода работы»   в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

  • На клетчатом поле учебника «М» 4 кл. с.73 № 27 изображены две фигуры. Инструкция : Начерти такие фигуры в тетради. + В фигуре 1 найди одну девятую долю + и закрась четыре таких доли + , а в фигуре 2 закрась семь шестнадцатых долей. + Найди площадь незакрашенной части фигуры 1. +

 

Приёмы итогового контроля или контроль по результату (по завершению задания). Главное: вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали !   1. « Вернуться к вопросам» Задание : выполни деление с остатком и сделай проверку 611 : 7 Цель: потренироваться в делении с остатком столбиком , поупражняться в самоконтроле деления с остатком. Предварительный контроль: -Над чем будем работать? -Что нужно сделать? -Как это сделаем? Итоговый контроль после выполнения задания: -Над чем работали? -Что надо было сделать? -Как это сделали? Критерии оценки: «правильно» +, «не совсем правильно» ?, «неправильно» - .

Приёмы итогового контроля или контроль по результату

(по завершению задания).

Главное: вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали !

 

1. « Вернуться к вопросам»

  • Задание : выполни деление с остатком и сделай проверку 611 : 7
  • Цель: потренироваться в делении с остатком столбиком , поупражняться в самоконтроле деления с остатком.

Предварительный контроль:

-Над чем будем работать?

-Что нужно сделать?

-Как это сделаем?

  • Итоговый контроль после выполнения задания:

-Над чем работали?

-Что надо было сделать?

-Как это сделали?

Критерии оценки: «правильно» +, «не совсем правильно» ?, «неправильно» - .

2. «Проверка по образцу» «Математический диктант» На интерактивную доску выводятся задания математического диктанта. Выполняя задание в тетради, учащиеся записывают в столбик номер задания и ответ .  На этапе проверки по образцу учащиеся ставят около соответствующего ответа +, -, ? Рисуют на полях смайлика в соответствии с количеством верных ответов.(Приём оценки «Говорящие рисунки») Верных ответов 8 и более Оценка 4-7   3 и менее 

2. «Проверка по образцу»

«Математический диктант»

На интерактивную доску выводятся задания математического диктанта. Выполняя задание в тетради, учащиеся записывают в столбик номер задания и ответ .

На этапе проверки по образцу учащиеся ставят около соответствующего ответа +, -, ?

Рисуют на полях смайлика в соответствии с количеством верных ответов.(Приём оценки «Говорящие рисунки»)

Верных ответов

8 и более

Оценка

4-7

3 и менее

Дидактическая игра «Лотерея» Цель: «Самоконтроль и самооценка по изученной теме» Темы:  «Таблица сложения», «Таблица умножения», «Соотношение единиц измерения величин», «Решение задач»и т.д. На экране интерактивной доски Эталон для проверки «Лотерейный билет»   77 100   25       18 22 68   36   50   81     37 81 80   33       36   25 22  

Дидактическая игра «Лотерея»

Цель: «Самоконтроль и самооценка по изученной теме»

Темы: «Таблица сложения», «Таблица умножения», «Соотношение единиц измерения величин», «Решение задач»и т.д.

На экране

интерактивной доски

Эталон для проверки

«Лотерейный билет»

 

77

100

 

25

 

 

 

18

22

68

 

36

 

50

 

81

 

 

37

81

80

 

33

 

 

 

36

 

25

22

 

3.В « Оценочном листе» или на шкале  зафиксировать выполненные умения. 4. « Рассуждение» (Рефлексия деятельности  после работы): - Какие цели были достигнуты? - Трудным ли было это задание? - В чем его трудность? - Успешно ли вы с ним справились? - Трудно ли было проверить себя? - Как ты сможешь проверить себя сейчас? - На что будешь опираться? - Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? - Над чем бы стоило еще поработать? - Какую задачу можно для себя поставить? - Как бы вы оценили свою работу?

3.В « Оценочном листе» или на шкале  зафиксировать выполненные умения.

4. « Рассуждение» (Рефлексия деятельности  после работы):

- Какие цели были достигнуты?

- Трудным ли было это задание?

- В чем его трудность?

- Успешно ли вы с ним справились?

- Трудно ли было проверить себя?

- Как ты сможешь проверить себя сейчас?

- На что будешь опираться?

- Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

- Над чем бы стоило еще поработать?

- Какую задачу можно для себя поставить?

- Как бы вы оценили свою работу?

Инструменты оценивания 2. «Говорящие рисунки» 1. «Светофор» 4.«Волшебные линеечки» 3. «Лесенка успеха»                                      5. Листы индивидуальных достижений.

Инструменты оценивания

2. «Говорящие рисунки»

1. «Светофор»

4.«Волшебные линеечки»

3. «Лесенка успеха»                                     

5. Листы индивидуальных достижений.

При систематическом использовании «Тетрадей учебных достижений» самоконтроль и самооценка становятся постоянным элементом учебного процесса, органично вплетаются в образовательную практику.
  • При систематическом использовании

«Тетрадей учебных достижений»

самоконтроль и самооценка становятся постоянным элементом учебного процесса, органично вплетаются в образовательную практику.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее; умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Показатели сформированности

самоконтроля и самооценки:

  • умение перед началом работы спланировать ее;
  • умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
  • умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
  • умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
  • умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Результативность Критерии сформированности контрольно-оценочной самостоятельности: Инициативность – это готовность выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне.   Оперативность – знание всех видов контроля и оценки, умения и навыки по их использованию.   Осознанность – самостоятельный выбор способов самоконтроля и самооценки деятельности, ответ на вопросы «Зачем и как делать?», «Правильно ли это делается?».  Систематичность – постоянство проявления.

Результативность

Критерии сформированности контрольно-оценочной самостоятельности:

  • Инициативность – это готовность выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне.
  • Оперативность – знание всех видов контроля и оценки, умения и навыки по их использованию.
  • Осознанность – самостоятельный выбор способов самоконтроля и самооценки деятельности, ответ на вопросы «Зачем и как делать?», «Правильно ли это делается?».
  • Систематичность – постоянство проявления.
Уровни контрольно-оценочной самостоятельности Уровни Критерии инициативность   сентябрь Нулевой оперативность Низкий декабрь   57% сентябрь Средний   40% осознанность 43% декабрь 14% Высокий 43% сентябрь -   60% систематичность 14% 57% - декабрь 43% 57%   сентябрь 43%   29%   декабрь 43%     57% 57%   43% 40%     60%  

Уровни контрольно-оценочной самостоятельности

Уровни

Критерии

инициативность

 

сентябрь

Нулевой

оперативность

Низкий

декабрь

 

57%

сентябрь

Средний

 

40%

осознанность

43%

декабрь

14%

Высокий

43%

сентябрь

-

 

60%

систематичность

14%

57%

-

декабрь

43%

57%

 

сентябрь

43%

 

29%

 

декабрь

43%

 

 

57%

57%

 

43%

40%

 

 

60%

 

Результаты сформированности регулятивных УУД Регулятивные УУД Контроля сентябрь-декабрь 1)отсутствие контроля Оценки 0%-0% 2)контроль на уровне непроизвольного внимания 3)потенциальный контроль сентябрь-декабрь 1)отсутствие оценки 14%-0% 4)актуальный контроль на уровне произвольного внимания 43%-28% 2)адекватная ретроспективная оценка 14%-0% 14%-14% 3)неадекватная прогностическая оценка 43%-44% 5)потенциальный рефлексивный контроль 14%-28% 4)потенциально-адекватная прогностическая оценка 0%-28% 6)актуальный рефлексивный контроль 14%-14% 5)актуально-адекватная прогностическая оценка 0%-0% 28%-16%   16%-28%

Результаты сформированности регулятивных УУД

Регулятивные УУД

Контроля

сентябрь-декабрь

1)отсутствие контроля

Оценки

0%-0%

2)контроль на уровне непроизвольного внимания

3)потенциальный контроль

сентябрь-декабрь

1)отсутствие оценки

14%-0%

4)актуальный контроль на уровне произвольного внимания

43%-28%

2)адекватная ретроспективная оценка

14%-0%

14%-14%

3)неадекватная прогностическая оценка

43%-44%

5)потенциальный рефлексивный контроль

14%-28%

4)потенциально-адекватная прогностическая оценка

0%-28%

6)актуальный рефлексивный контроль

14%-14%

5)актуально-адекватная прогностическая оценка

0%-0%

28%-16%

 

16%-28%

5. Перспективы развития деятельности . Только в комплексном использовании системы формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников будет создана основа самостоятельной учебной деятельности, что даст возможность на протяжении начального и на последующих этапах образования самостоятельно ставить перед собой и решать не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.

5. Перспективы развития деятельности .

Только в комплексном использовании системы формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников будет создана основа самостоятельной учебной деятельности, что даст возможность на протяжении начального и на последующих этапах образования самостоятельно ставить перед собой и решать не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.

“ Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”.  В.А.Сухомлинский .  «Не стыдно ошибиться, стыдно не знать» «Хвалят не гордись, Ругают – не сердись» «Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда». Марк Твен

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”. 

В.А.Сухомлинский .

«Не стыдно ошибиться, стыдно не знать»

«Хвалят не гордись,

Ругают – не сердись»

«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда».

Марк Твен

ЛИТЕРАТУРА   1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.  3. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.  4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

3. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.