СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Имя Числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дается понятие о числительном как о части речи. Добавлена небольшая историческая справка и практические упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Имя Числительное"»

Имя числительное.

Имя числительное.

Наши цели: 1. Познакомимся с именем числительным как частью речи 2. Научимся находить числительное в тексте. 3. Прочтем историческую справку 4. Узнаем о количественных и порядковых числительных.

Наши цели:

1. Познакомимся с именем числительным как частью речи

2. Научимся находить числительное в тексте.

3. Прочтем историческую справку

4. Узнаем о количественных и порядковых

числительных.

 Как часть речи имя числительное стали выделять в XIII-XIV вв. А в прежние времена их относили к различным частям речи – существительным, прилагательным, местоимениям и т.д.

  • Как часть речи имя числительное стали выделять в XIII-XIV вв. А в прежние времена их относили к различным частям речи – существительным, прилагательным, местоимениям и т.д.

       Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».  Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.  В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали  4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.  Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.  (Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».

Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали

4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

(Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

   Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище).  Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».

Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».

    1. Сколько тебе лет? 2. В каком классе ты учишься? 3. Сколько в кабинете парт? 4. За какой партой ты сидишь? 5. Назови любое число до 10.

1. Сколько тебе лет?

2. В каком классе ты учишься?

3. Сколько в кабинете парт?

4. За какой партой ты сидишь?

5. Назови любое число до 10.

Имя числительное  I. Общее значение    Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Имя числительное I. Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

числительные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Обозначают количество  СКОЛЬКО? количественные порядковые

числительные

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ?

КОТОРЫЙ?

Обозначают количество

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях? Бедный поп Подставил лоб: Жили-были   Сима с Петей. С первого щелка Сима с Петей Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка   были дети. Лишился поп языка, Пете 5,   а Симе 7 – А с третьего щелка И 12 вместе всем. Вышибло ум у старика.    В.В.Маяковский   А.С.Пушкин

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

Бедный поп

Подставил лоб:

Жили-были

Сима с Петей.

С первого щелка

Сима с Петей

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

были дети.

Лишился поп языка,

Пете 5,

а Симе 7 –

А с третьего щелка

И 12 вместе всем.

Вышибло ум у старика.

В.В.Маяковский

А.С.Пушкин

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете Заблудиться в трех соснах. В неделе семь дней. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября.

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете

Заблудиться в трех соснах.

В неделе семь дней.

Десятью минутами позже

Пять и восемь будет тринадцать.

К восьми прибавьте два.

Сложите шестьдесят и один.

Четвертую тарелку.

Первого сентября.

Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные

Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные

Определи синтаксическую роль числительных Три и два – пять. Первый луч солнца пробился в окно. Поезд отправляется в два часа. Я пригласил в гости двух друзей.

Определи синтаксическую роль числительных

  • Три и два – пять.
  • Первый луч солнца пробился в окно.
  • Поезд отправляется в два часа.
  • Я пригласил в гости двух друзей.

Разгадаем ребус… Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Разгадаем ребус…

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Найди продолжение пословице! Семеро … Заблудиться … Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо …  … в трёх соснах.  … как свои пять пальцев.  … а два лучше.  … один раз отрежь.  … одного не ждут.  … на все четыре стороны.

Найди продолжение пословице!

Семеро …

Заблудиться …

Знать …

Идти …

Семь раз отмерь …

Один ум хорошо …

в трёх соснах.

как свои пять пальцев.

а два лучше.

один раз отрежь.

одного не ждут.

на все четыре стороны.

Домашнее задание:  Найдите и запишите как можно больше пословиц, в которых встречаются числительные

Домашнее задание:

Найдите и запишите как можно больше пословиц, в которых встречаются числительные

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!