Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Имя Числительное"»
Имя числительное.
Наши цели:
1. Познакомимся с именем числительным как частью речи
2. Научимся находить числительное в тексте.
3. Прочтем историческую справку
4. Узнаем о количественных и порядковых
числительных.
- Как часть речи имя числительное стали выделять в XIII-XIV вв. А в прежние времена их относили к различным частям речи – существительным, прилагательным, местоимениям и т.д.
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».
Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.
В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали
4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.
Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
(Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище).
Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».
1. Сколько тебе лет?
2. В каком классе ты учишься?
3. Сколько в кабинете парт?
4. За какой партой ты сидишь?
5. Назови любое число до 10.
Имя числительное I. Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
числительные
Обозначают
порядок при счете
КАКОЙ?
КОТОРЫЙ?
Обозначают количество
СКОЛЬКО?
количественные
порядковые
Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?
Бедный поп
Подставил лоб:
Жили-были
Сима с Петей.
С первого щелка
Сима с Петей
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
были дети.
Лишился поп языка,
Пете 5,
а Симе 7 –
А с третьего щелка
И 12 вместе всем.
Вышибло ум у старика.
В.В.Маяковский
А.С.Пушкин
Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете
Заблудиться в трех соснах.
В неделе семь дней.
Десятью минутами позже
Пять и восемь будет тринадцать.
К восьми прибавьте два.
Сложите шестьдесят и один.
Четвертую тарелку.
Первого сентября.
Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные
Определи синтаксическую роль числительных
- Три и два – пять.
- Первый луч солнца пробился в окно.
- Поезд отправляется в два часа.
- Я пригласил в гости двух друзей.
Разгадаем ребус…
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
Найди продолжение пословице!
Семеро …
Заблудиться …
Знать …
Идти …
Семь раз отмерь …
Один ум хорошо …
… в трёх соснах.
… как свои пять пальцев.
… а два лучше.
… один раз отрежь.
… одного не ждут.
… на все четыре стороны.
Домашнее задание:
Найдите и запишите как можно больше пословиц, в которых встречаются числительные
Спасибо за урок!