Маньеризм можно рассматривать как отдельный стиль или как раннее барокко. До сих пор по этому вопросу единого мнения не существует. Чтобы разобраться ученику, даю маньеризм отдельно, а барокко отдельно, а по ходу уроков выясняем, что отличает одно от другого. Работа получается интересной и сложной одновременно.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Маньеризм".»
Маньеризм
МХК 11, ч.2.
Модуль 1,Урок 2
Учитель МХК Смирнова Ольга Георгиевна
1 кв. категория
МОУ «Климовская СОШ»
Архитектура маньеризма
- Внешние эффекты и оригинальная манера
- Отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций
- Перенасыщение декором
- Контраст гладких и рустованных поверхностей
- Необычная интерпретация классической ордерной системы
- Использование витых колонн, чередование планов
- Игра цветовых контрастов
Между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко
Церковь Иль-Джезу, Рим
Джакомо да Виньола Джакомо делла Порта
Галерея Уффици
Маньеризм в изобразительном искусстве
- Бенвенуто Челлини – один из самых необычных художников маньеризма, флорентийский скульптор, ювелир, талантливый писатель и теоретик искусств.
- Свое назначение в искусстве видел в виртуозном владении техникой и в создании изысканных образов
- Золотая солонка с изображением аллегорических образов Земли и Моря. Она должна была составлять ансамбль с другими предметами для сервировки королевского стола
Бенвенуто Челлини. Персей. 1545-1554
- По заказу герцога Козимо Медичи
- Образ героя, торжествующего победу над врагом
- Для площади Синьории во Флоренции, где уже стояли скульптуры Донателло и Микеланджело
- Пьедестал украшен фигурами Юпитера, Минервы, Меркурия и Данаи – матери Персея
Жан де Булонь (Джамболонья)
Характерные особенности маньеризма в живописи:
- Орнаментальность и декоративность
- Изысканность и утонченность
- Максимальная оригинальность образов
- Картины живописцев все больше напоминали декоративные панно для украшения стен
- Использование парадоксов и усложненных метафор. Расшифровать такую картину было невозможно
Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей 1534-1540
- Художник далеко ушел от естественной простоты мадонн Рафаэля
- Нет гармонии и совершенства пропорций
Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов
- Вычурность и жеманство вместо мужской силы и красоты
- Прижатая к сердцу рука – намек на разбитое любовью сердце
- Многочисленные шипы роз напоминают о коварстве неразделенной любви
Анджело Бронзино. Портрет Лукреции Пачиатичи. 1540
- Вычурность приемов
- Застылость торжественных поз
- Холодность, бесстрастие лиц
- Нарочитое богатство придворных одежд
Живопись Арчимбольдо
- Учение о живом космосе Арчимбольдо воплотил в знаменитом портрете Рудольфа II в виде Вертумна – этрусского божества садов и обработки земли. Какое изобилие плодов и цветов!
- Настоящий праздник урожая!
Рудольф II
«Особенный мастер» Эль Греко
Судьба его так же таинственна и
Полна чудес, как и его неповторимая
живопись.
Он тщательно изучал творчество
великих мастеров, при этом не
подражая никому, в искусстве он
нашел свой путь.
«Самый легкий мазок и нежная
уверенность кисти» принесли ему
известность и мировую славу
Творческий почерк Эль Греко
- Причудливая вытянутость фигур в длину
- Беспокойный, нервный ритм извилистых линий
- Изысканное сочетание красок
- Необычность фосфоресцирующего освещения, не имеющего реального источника
- Необъяснимая одухотворенность загадочных образов и мистических явлений
Сошествие Святого
Духа. 1605 – 1610
Прадо, Мадрид
Погребение графа Оргаса.
1586.
Церковь Сан-Томе, Толедо
Вид Толедо.
1595 – 1600.
Музей
Метрополитен
Нью-Йорк
Портрет
Нуньо де Гевара
1596
Музей
Метрополитен
Нью-Йорк