ТЕМА УРОКА:
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Виссарион Григорьевич Белинский
«Язык живет вместе с жизнью народа».
Константин Дмитриевич Ушинский
- Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
- До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.
Выполним упражнение №1
- К какой группе языков относится русский язык?
- На какие три группы делятся славянские языки?
- Перечислите восточнославянские языки.
СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ
ВОСТОЧНЫЕ
ЗАПАДНЫЕ
русский
украинский
белорусский
ЮЖНЫЕ
польский
чешский
словацкий
лужицкий
болгарский
сербскохорватский
словенский
македонский
Древнерусский язык
- Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать , а сейчас шесть.
- В древнерусском языке было ш есть типов склонений существительных, три формы числа - единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.
- Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.
Выполним упражнение №2
- Что общего между славянскими языками?
Русский язык как развивающееся явление.
Любой язык развивается в процессе развития общества.
- - обогащается словарный запас,
- - изменяются морфологические нормы языка,
- - появляются новые синтаксические конструкции,
- - закрепляются новые нормы произношения и написания слов.
Факторы, влияющие на изменение словарного состава языка.
- Социально-политические изменения в жизни общества;
- Заимствования из иностранных языков;
- Развитие культуры, науки и техники;
- Расширение экономических и политических связей с другими народами.
Внимание, вопрос!
Какая наука занимается изучением словарного состава языка?
Правильно! ЛЕКСИКА.
Слова, вышедшие из употребления: бричка, камзол и др .
Слова, недавно вошедшие в словарный состав русского языка: рейтинг, программист и др.
Расширение лексического состава языка за счет употребления в речи переосмысленных слов и выражений.
- в ХІХ веке слово утренник имело только одно значение. В словаре Даля читаем: « утренник – это весенний или осенний ночной мороз». А какое лексическое значение имеет это слово сегодня?
спутник
- Космический летательный аппарат
- Тот, кто совершает путь, едет или идёт вместе с кем-либо
Исторические изменения в лексике
Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
устройстве
Приведите примеры.
Исторические изменения в лексике
Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например: соха, колчан,
армяк, кика, дилижанс,
конка, статский советник,
комбед, изба-читальня,
комиссар.
Внимание, вопрос!
Какая наука занимается изучением звукового состава языка?
Правильно! Фонетика.
Исторические изменения в фонетике
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например:
Бърьвьно – бревно
Съдоровъ - здоров
Исторические изменения в фонетике
Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
Изменения в области фонетики и грамматики .
- В русском языке звука [ф] и буквы Ф не было. Все слова, начинающееся на букву Ф , заимствованные. Звук [ф] появился в нашем языке только в ХІІ - ХІІІ веках в результате процесса оглушения в таких словах, как лавка[лафка] , ров[роф] и др.;
- В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», можно прочитать: «в постелю с бала едет он». Неужели писатель ошибся? Конечно, нет. Дело в том, что в 19 веке слова постель не было, а употреблялось существительное І склонения – постеля.
Что изучает грамматика?
- Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
- Грамматика изучает формы слова.
Внимание, вопрос!
Как называется раздел науки об языке, изучающий написание букв?
Русский алфавит
Вторая реформа русского языка произошла в 1917-1918 годах.
Кириллица (863 год)
Первая реформа произошла при Петре Первом . Такую азбуку называли «гражданицей» или «гражданкой».
Внимание, вопрос!
Какая наука занимается изучением состава слова?
Изменения в морфемике
В словах
дар, мыло
раньше выделялись
суффиксы - р-,–л-
Определите…
- Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада?
- Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?
1 . Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)
2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)
3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой )
- Язык Могучий, великий Учит, изменяется, развивается Живет вместе с народом Жизнь
Итак
- К какой группе языков относится русский язык?
- Перечислите три группы славянских языков.
- Перечислите восточнославянские языки.
- Приведите примеры того, что язык -развивающееся явление.
Русский язык
- Это язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из мировых языков, на нём говорит более 250 миллионов человек.
Соотнеси
Разделы языка
Что изучают
- А. словарный состав
- Б. формы слова
- В. построение словосочетаний и предложений
- Г. написание букв
- Д. части речи
- Е. звуки речи
- Ж. состав слова
- З. правила написания слов
- И. постановку знаков препинания.
- 1. Фонетика
- 2. Лексика
- 3. Морфология
- 4. Морфемика
- 5. Графика
- 6. Орфография
- 7.Синтаксис
- 8. Пунктуация
- 9. Грамматика
Проверим
- 1- Е Фонетика - звуки
- 2- А Лексика – словарный состав
- 3- Д. Морфология – части речи
- 4- Ж Морфемика- части слова
- 5-Г Графика –написание букв
- 6-З Орфография – правила написания
- 7-В Синтаксис – словосочетание и предложение
- 8 –И Пунктуация – постановку знаков препинания
- 9 - Б Грамматика – формы слова
Подчеркни грамматические основы.
Сверху над водой светило солнце проходили облака играл ветер а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь.
( И. Соколов-Микитов)
Чем простое предложение отличатся от сложного?
Чем словосочетание отличается от предложения?
Проверь
Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь.
( И. Соколов-Микитов)
1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
- а) Рядом с нашим домом разбили новый парк.
- б) Взрослые и дети сидели у костра.
- в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит ?
2. Найдите распространённое предложение.
- а) Зима была многоснежной и радостной.
- б) Все смеются, и очарование пропало.
- в) Великий Устюг — чудо.
- г) Принесли пирог с яблоками.
Проверь себя
- Лучи солнца осветили удивительную картину ближнего леса.
Проверь себя
- Солнце уже зашло и по низким луговым местам всё затопил туман.
Проверь себя
Пожаловала в леса хлопотливая осень, и сдула с деревьев зелёный наряд. Разноцветными парашютиками летят листья и устилают лесные тропинки, полянки. Семена растений осень прячет в землю, а холодный дождь беспрестанно поливает их. Когда придет весна, семена дадут всходы.
Второстепенные члены предложения
- Определения
- Обстоятельства
- Дополнения.
Прочитайте упражнение 8.
Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложений.
Домашнее задание:
упражнение 9
Разбор предложения.