СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме Частица как часть речи. На основе сказок А.С.Пушкина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к уроку русского языка в 7 классе по теме Частица как часть речи

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме Частица как часть речи. На основе сказок А.С.Пушкина»

Части речи

Части речи

Части речи Самостоятельные Служебные

Части речи

  • Самостоятельные
  • Служебные
Части речи Служебные Самостоятельные Существительное Прилагательное Глагол Местоимение Числительное Наречие Причастие Деепричастие

Части речи

  • Служебные
  • Самостоятельные
  • Существительное
  • Прилагательное
  • Глагол
  • Местоимение
  • Числительное
  • Наречие
  • Причастие
  • Деепричастие

Части речи Служебные Предлог Союз Самостоятельные Существительное Прилагательное Глагол Местоимение Числительное Наречие Причастие Деепичастие

Части речи

  • Служебные
  • Предлог
  • Союз
  • Самостоятельные
  • Существительное
  • Прилагательное
  • Глагол
  • Местоимение
  • Числительное
  • Наречие
  • Причастие
  • Деепичастие

        2             1         4   5           7         3       6                                                                              

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

3

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2               п       4 р     5 и         Ч       а 3     с     т 6 и   е                                                                            

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

4

р

 

 

5

и

 

 

 

 

Ч

 

 

 

а

3

 

 

с

 

 

т

6

и

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        п         р       и п   р 4 л       5 и   а       г Ч         А а   с т   3   т   е и   6 л ь е         н         о         е                                                    

 

 

 

 

п

 

 

 

 

р

 

 

 

и

п

 

р

4

л

 

 

 

5

и

 

а

 

 

 

г

Ч

 

 

 

 

А

а

 

с

т

 

3

 

т

 

е

и

 

6

л

ь

е

 

 

 

 

н

 

 

 

 

о

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        п       р       п и     4 р л       и 5 а     г       Ч   а   А     с С   т о     т е 6   и ю л з ь е       н         о           е                                                    

 

 

 

 

п

 

 

 

р

 

 

 

п

и

 

 

4

р

л

 

 

 

и

5

а

 

 

г

 

 

 

Ч

 

а

 

А

 

 

с

С

 

т

о

 

 

т

е

6

 

и

ю

л

з

ь

е

 

 

 

н

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        п       р       п и     ч   р л   5       и а и   г   с Ч     л А   а   и т   С   с     т Т е о ю 6 е и л   ь з л е     ь   н   н     о         е   о         е                                              

 

 

 

 

п

 

 

 

р

 

 

 

п

и

 

 

ч

 

р

л

 

5

 

 

 

и

а

и

 

г

 

с

Ч

 

 

л

А

 

а

 

и

т

 

С

 

с

 

 

т

Т

е

о

ю

6

е

и

л

 

ь

з

л

е

 

 

ь

 

н

 

н

 

 

о

 

 

 

 

е

 

о

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        п         р       п и   л ч     р   и и н а       г с а     Ч р л   а А     е и т   с С   ч   о е т   Т 6 ю и И е   л з л ь е е     ь н       н   о       о     е         е                                              

 

 

 

 

п

 

 

 

 

р

 

 

 

п

и

 

л

ч

 

 

р

 

и

и

н

а

 

 

 

г

с

а

 

 

Ч

р

л

 

а

А

 

 

е

и

т

 

с

С

 

ч

 

о

е

т

 

Т

6

ю

и

И

е

 

л

з

л

ь

е

е

 

 

ь

н

 

 

 

н

 

о

 

 

 

о

 

 

е

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      п           р       п и     ч р л     н   а   и и с а   г   Ч     р л а     А и е   С т   с ч о   е   т Т И   г е ю и л л л ь е з е ь     А     н   н       г о     о   е   о     е л                                                

 

 

 

п

 

 

 

 

 

р

 

 

 

п

и

 

 

ч

р

л

 

 

н

 

а

 

и

и

с

а

 

г

 

Ч

 

 

р

л

а

 

 

А

и

е

 

С

т

 

с

ч

о

 

е

 

т

Т

И

 

г

е

ю

и

л

л

л

ь

е

з

е

ь

 

 

А

 

 

н

 

н

 

 

 

г

о

 

 

о

 

е

 

о

 

 

е

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        п         р     п   и       л ч р     и   и н а с   г а   Ч   л р     а   А и е т     с С ч   Т т   е о г е ю И л   и л е л з ь е Ц   ь   н   А     н     г   о     о     е о         л е                                            

 

 

 

 

п

 

 

 

 

р

 

 

п

 

и

 

 

 

л

ч

р

 

 

и

 

и

н

а

с

 

г

а

 

Ч

 

л

р

 

 

а

 

А

и

е

т

 

 

с

С

ч

 

Т

т

 

е

о

г

е

ю

И

л

 

и

л

е

л

з

ь

е

Ц

 

ь

 

н

 

А

 

 

н

 

 

г

 

о

 

 

о

 

 

е

о

 

 

 

 

л

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:  Познакомиться с частицей как служебной частью речи;  Учиться находить частицы в сказках А.С. Пушкина;  Знать разряды частиц.

Цели урока:

  • Познакомиться с частицей как служебной частью речи;
  • Учиться находить частицы в сказках А.С. Пушкина;
  • Знать разряды частиц.
Люблю я Пушкина творенье.   И это вовсе не секрет.   Его поэм, стихотворений   Прекрасней не было и нет!   С мальства его читаем сказки,   В них жар души, природы краски.   Добро цветёт в них, злоба чахнет.   В них русский дух, в них Русью пахнет!
  • Люблю я Пушкина творенье.  И это вовсе не секрет.  Его поэм, стихотворений  Прекрасней не было и нет!  С мальства его читаем сказки,  В них жар души, природы краски.  Добро цветёт в них, злоба чахнет.  В них русский дух, в них Русью пахнет!
 Лучшими друзьями А.С. Пушкина с лицея стали  А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер   Куда бы нас ни бросила судьбина,  И счастие куда б ни повело,  Всё те же мы: нам целый мир чужбина;  Отечество нам Царское Село.

Лучшими друзьями А.С. Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер

  • Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Проверка! бы (б), ни, всё, же

Проверка!

бы (б), ни, всё, же

ЧАСТИЦЫ бы (б), ни, всё, же

ЧАСТИЦЫ

бы (б), ни, всё, же

 С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».

С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».

Проверка! Предлоги: о, с Союз: и

Проверка!

  • Предлоги: о, с
  • Союз: и
  «Что за прелесть эти сказки!...»   (А.С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин) Свет мой, зеркальце! Скажи   Да всю правду доложи:   «Я ль на свете всех милее,   Всех румяней и белее?»

«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)

  • Свет мой, зеркальце! Скажи  Да всю правду доложи:  «Я ль на свете всех милее,  Всех румяней и белее?»
«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин) Свет мой, зеркальце! Скажи   Да всю правду доложи:   «Я ль на свете всех милее,   Всех румяней и белее?»  ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )

«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)

  • Свет мой, зеркальце! Скажи  Да всю правду доложи:  «Я ль на свете всех милее,  Всех румяней и белее?»

( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )

 Частицы  бы, ли, же…   БЫ – мечтает. ЛИ  – сомневается (и спрашивает). ЖЕ  – утверждает.

Частицы бы, ли, же…

  • БЫ – мечтает.
  • ЛИ – сомневается (и спрашивает).
  • ЖЕ – утверждает.
Морфологический разбор частиц  План Общее грамматическое значение. Частица –это служебная часть речи, которая 1)служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия; 2) вносит различные оттенки в предложение. II . Морфологические признаки: не изменяется; разряд по значению. III . Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Морфологический разбор частиц План

  • Общее грамматическое значение.

Частица –это служебная часть речи, которая 1)служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия;

2) вносит различные оттенки в предложение.

II . Морфологические признаки:

  • не изменяется;
  • разряд по значению.

III . Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Смысловые (модальные) выражают: Восклицание: Что за, ну и, вишь ты Вопрос:  Ли, разве, неужели, что ли Усиление:  Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и Уточнение:  Именно, как раз, точно, прямо Выделение, ограничение : Только, почти, лишь, исключительно Указание: Вон, вот, это Сомнение:  вряд ли, едва ли Смягчение требования : -ка

Смысловые (модальные)

выражают:

Восклицание: Что за, ну и, вишь ты

Вопрос: Ли, разве, неужели, что ли

Усиление: Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и

Уточнение: Именно, как раз, точно, прямо

Выделение, ограничение : Только, почти, лишь, исключительно

Указание: Вон, вот, это

Сомнение: вряд ли, едва ли Смягчение требования : -ка

Разряды частиц Разряды частиц 1. Отрицательные примеры Не, ни 2. Формообразующие Бы (б) (служат для образования условного наклонения глагола) . Да, давай, давайте, пусть, пускай (служат для образования повелительного наклонения глагола), 3. Смысловые (модальные) частицы выражают: Более, менее, самый (образуют сравнительную степень прилагательного или наречия) Восклицание Что за, ну и, как, вот так, вишь ты Вопрос Ли, разве, неужели, Усиление Уточнение Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и именно, как раз, точно, прямо Выделение (ограничение) только, лишь, Указание исключительно, почти Вон, вот, это Сомнение Вряд ли, едва ли Смягчение требования -ка

Разряды частиц

Разряды частиц

1. Отрицательные

примеры

Не, ни

2. Формообразующие

Бы (б) (служат для образования условного наклонения глагола) . Да, давай, давайте, пусть, пускай (служат для образования повелительного наклонения глагола),

3. Смысловые (модальные) частицы выражают:

Более, менее, самый (образуют сравнительную степень прилагательного или наречия)

  • Восклицание

Что за, ну и, как, вот так, вишь ты

  • Вопрос

Ли, разве, неужели,

  • Усиление
  • Уточнение

Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и

именно, как раз, точно, прямо

  • Выделение
  • (ограничение)

только, лишь,

  • Указание

исключительно, почти

Вон, вот, это

  • Сомнение

Вряд ли, едва ли

  • Смягчение требования

-ка

2) Войска идут день и ночь;  Им становится невмочь.  Ни побоища, ни стана,  Ни надгробного кургана  Не встречает царь Дадон.  «Что за чудо?» — мыслит он.  Вот осьмой уж день проходит,  Войско в горы царь приводит  И промеж высоких гор  Видит шелковый шатёр. 1) Чтоб концы своих владений  Охранять от нападений,  Должен был он содержать  Многочисленную рать.  Воеводы не дремали,  Но никак не успевали:  Ждут, бывало, с юга, глядь, —  Ан с востока лезет рать.  Справят здесь, — лихие гости  Идут от моря. Со злости  Инда (даже) плакал царь Дадон,  Инда (даже) забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге!  Вот он с просьбой о помоге  Обратился к мудрецу,  Звездочету и скопцу.  Шлет за ним гонца с поклоном. Вот мудрец перед Дадоном  Стал и вынул из мешка  Золотого петушка.

2) Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. «Что за чудо?» — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр.

1) Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали: Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать. Справят здесь, — лихие гости Идут от моря. Со злости Инда (даже) плакал царь Дадон, Инда (даже) забывал и сон.

  • Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу. Шлет за ним гонца с поклоном.
  • Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.
Частицы Вариант 1 Отрицательная частица Восклицательная частица не Вариант 2 что и не Усилительная частица что за инда (даже), и Указательная частица вот уж вот

Частицы

Вариант 1

Отрицательная частица

Восклицательная частица

не

Вариант 2

что и

не

Усилительная частица

что за

инда (даже), и

Указательная частица

вот

уж

вот

 «Ах ты, мерзкое стекло!  Это врешь ты мне на зло.  Как тягаться ей со мною?  Я в ней дурь-то успокою.  Вишь какая подросла!  И не диво, что бела:   Мать брюхатая сидела  Да на снег лишь и глядела!  Но скажи: как можно ей  Быть во всем меня милей?  Признавайся: всех я краше.  Обойди всё царство наше,  Хоть весь мир; мне ровной нет.  Так ли?» Зеркальце в ответ:  «А царевна всё ж милее,  Всё ж румяней и белее».  Делать нечего… 

«Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела:  Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?» Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее». Делать нечего… 

 Частицы   Вопросительные: как, ли Усилительные: -то, и, ж (же), вишь, всё ж Выделительные: лишь Отрицательные: не

Частицы

Вопросительные: как, ли

Усилительные: -то, и, ж (же), вишь, всё ж

Выделительные: лишь

Отрицательные: не

Доказательство  (как отличить частицу от других частей речи): 1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица. 4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.

Доказательство (как отличить частицу от других частей речи):

  • 1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
  • 2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
  • 3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.
  • 4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.
Выводы: 1. Что такое частица? 2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте? 3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи? 4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?

Выводы:

  • 1. Что такое частица?
  • 2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте?
  • 3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?
  • 4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?
Домашнее задание 1. Параграф 66, таблица разрядов 2. Вариант 1.Упражнение 403 2. Вариант 2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (со слов «…Чёрт ли сладит с бабой гневной… до слов …И оставили одну, отходящую ко сну…»

Домашнее задание

  • 1. Параграф 66, таблица разрядов
  • 2. Вариант 1.Упражнение 403
  • 2. Вариант 2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (со слов «…Чёрт ли сладит с бабой гневной… до слов …И оставили одну, отходящую ко сну…»
Читайте Пушкина, читайте,   И не живите днём одним.   С ним и любите, и мечтайте.   И размышляйте вместе с ним.   И светлой дружбой дорожите   Её, как свет звезды неся,   Как Пушкин, пламенно живите,-   Жить нам без Пушкина нельзя.

Читайте Пушкина, читайте,  И не живите днём одним.  С ним и любите, и мечтайте.  И размышляйте вместе с ним.  И светлой дружбой дорожите  Её, как свет звезды неся,  Как Пушкин, пламенно живите,-  Жить нам без Пушкина нельзя.

«Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Список используемой литературы Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2007 Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов Русский язык в школе, Журнал №2, 1995 Материалы сайта http://www.licey.net/russian/phonetics/3_10_3

Список используемой литературы

  • Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2007
  • Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
  • Русский язык в школе, Журнал №2, 1995
  • Материалы сайта http://www.licey.net/russian/phonetics/3_10_3