СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Способы передачи чужой речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает учителю обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Способы передачи чужой речи"»

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. К.Г.Паустовский

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

К.Г.Паустовский

Цели урока Сегодня на уроке мы должны повторить сведения о способах передачи чужой речи Сегодня мы будем формировать навыки постановки знаков препинания Строить схемы предложений с прямой и косвенной речью

Цели урока

Сегодня на уроке мы должны повторить

сведения о способах передачи чужой речи

Сегодня мы будем

формировать навыки постановки знаков препинания

Строить схемы предложений с прямой и косвенной речью

 Прямой речи  Косвенной речи  Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О
  • Прямой речи
  • Косвенной речи
  • Вводных слов

4. Дополнения с предлогом О

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.  Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.

  • Мне рассказали о прилёте журавлей.
  • Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
  • По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.

4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.  Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.      Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.  Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.

Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.

Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

 А : « П ». 4) « П », - а. 2) А : « П! » 5) « П !» - а.  А : « П? » 6) « П ?» - а.     7) « П, - а, - п ».    8) « П, - а. – П ».    9) « П ? – а. – П ».    10) « П ! – а. – П ».
  • А : « П ». 4) « П », - а.

2) А : « П! » 5) « П !» - а.

  • А : « П? » 6) « П ?» - а.

7) « П, - а, - п ».

8) « П, - а. – П ».

9) « П ? – а. – П ».

10) « П ! – а. – П ».

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)  Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.   1) «П!- а.- П!»  2) «П,- а,- п!»  3) «П»,- а,- «п!»  4) «П,- а,- п»!

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)

Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

1) «П!- а.- П!»

2) «П,- а,- п!»

3) «П»,- а,- «п!»

4) «П,- а,- п»!

Проверка графического диктанта  1)Офицер сказал: «Подайте лошадей!»  А: «П!»  2)«За что он на меня обиделся?» - подумала Лара и  удивлённо посмотрела на незнакомца.  «П ?» - а.  3)«Я историк, - подтвердил учёный и добавил, - сегодня  вечером на Патриарших будет интересная история».  «П, - а, - п».  4)«Ну что вы! – смущается девушка. – Не такая уж я красивая..»  «П! – а. – П…»

Проверка графического диктанта

1)Офицер сказал: «Подайте лошадей!»

А: «П!»

2)«За что он на меня обиделся?» - подумала Лара и

удивлённо посмотрела на незнакомца.

«П ?» - а.

3)«Я историк, - подтвердил учёный и добавил, - сегодня

вечером на Патриарших будет интересная история».

«П, - а, - п».

4)«Ну что вы! – смущается девушка. – Не такая уж я

красивая..»

«П! – а. – П…»

Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные буквы  1) Что это мой батюшка сказала ему жена кушанье давным-давно подано а тебя не дозовеш(?)ся  2) Я слышал сказал я довольно некстати что на вашу крепость соб..раются напасть башкирц.. .  3) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя п..р..пугали

Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные буквы

1) Что это мой батюшка сказала ему жена кушанье давным-давно подано а тебя не дозовеш(?)ся

2) Я слышал сказал я довольно некстати что на вашу крепость соб..раются напасть башкирц.. .

3) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя п..р..пугали

Проверка 1). «Что это, мой батюшка? - сказала ему жена. - Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовеш ь ся».  2) «Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость соб и раются напасть башкирц ы ».  3) «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя п е р е пугали».

Проверка

1). «Что это, мой батюшка? - сказала ему жена. - Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовеш ь ся».

2) «Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость соб и раются напасть башкирц ы ».

3) «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя п е р е пугали».

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).  СРАВНИТЕ  1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»  2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.  Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).

СРАВНИТЕ

1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»

2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.

Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью  1)«Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.  2) Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»  3)Командир приказал: «Огонь!»  4)«Который час?» – спросил я.  5)Врач спросил: «Какая у вас была температура?»  6)Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»  7)Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью

1)«Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.

2) Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

3)Командир приказал: «Огонь!»

4)«Который час?» – спросил я.

5)Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

6)Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»

7)Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Проверка 1)Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. 2)Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. 3)Командир приказал, чтобы   открыли огонь. 4)Я спросил, который час. 5)Врач спросил, какая у меня была температура. 6)Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. 7)Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Проверка

1)Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

2)Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

3)Командир приказал, чтобы   открыли огонь.

4)Я спросил, который час.

5)Врач спросил, какая у меня была температура.

6)Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.

7)Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Расставьте знаки препинания, определите способ передачи чужой речи  1.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 2.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 3.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 4.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 5.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 6.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня. 7.  Учитель рассказал нам о правилах дорожного движения.

Расставьте знаки препинания, определите способ передачи чужой речи

1.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

2.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

3.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?

4.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

5.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

6.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

7. Учитель рассказал нам о правилах дорожного движения.

Схемы к предложениям 1)« П, - а, - п ! » 3)« П, - а, - п ? » 4) А : « П ». 6) « П ?» - а.

Схемы к предложениям

1)« П, - а, - п ! »

3)« П, - а, - п ? »

4) А : « П ».

6) « П ?» - а.

ТЕСТИРОВАНИЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ

 Рефлексия Сегодня на уроке я узнал(а) … Самым интересным для меня было … Самым трудным для меня стало … . Мне нужно ещё повторить … Этот урок помог мне …

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал(а) …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало … .
  • Мне нужно ещё повторить …
  • Этот урок помог мне …