Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Употребление прилагательных в речи"»
Настроение
- Придумано кем-то и просто, и мудро
- При встрече здороваться и говорить:
- -Добрый вам день! Солнце и птицы!
- -Добрый вам день!- Улыбчивым лицам!
- И каждый становится добрым, доверчивым.
- Пусть добрый наш день длится до вечера!
Отгадайте загадку
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это ?
русская матрёшка
- Я – часть речи интересная,
- Широко в миру известная,
- Опишу любой предмет –
- В этом равных со мной нет.
- Речь со мною выразительна,
- И точна, и удивительна.
- Чтоб красиво говорить,
- Мною нужно дорожить! О.Головко
?
тему урока
Тема
«Употребление имён
прилагательных в речи»
Лист оценивания
Стадия (фаза)
Деятельность учащихся
Стадия
вызова
Оценка
Приём «Загадка»
Приём « Корзина идей»
Стадия
осмысления
Мини-исследование текстов
Стадия
рефлексии
Приём «Синквейн»
Оценка деятельности и результата
«Корзина идей»
- Какая матрёшка?
- Охарактеризуйте её с разных сторон .
?
цель урока
Цель:
научиться употреблять
прилагательные в речи
Мини-исследование текстов Работа по группам 1 группа. Задание от Матрёшки.
- Прочитайте и восстановите текст, используя ниже приведённые слова. Выясните, какими частями речи они являются и какова их роль в тексте. Определите стиль текста.
- Матрешка - … … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень … … … символа, … произведения искусства. (Из газеты)
- Слова для справок: обаятельный, милый, домашний, настоящий, уникальный, народный, русский, добрый.
2 группа. Задание от Матрёшки
- Работа со словарями.
- Наш знакомый Петя Ошибкин считает, что перед вами словарная статья официально-делового стиля из орфоэпического словаря, и в ней употреблено 11 прилагательных. А как вы думаете?
- Матрёшка, - и, ж. 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера 2.перен., одуш. полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу матрёшку.
2 группа. Задание от Матрёшки.
- Работа со словарями.
- Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.
- У нас в доме иногда возникает спор, почему у матрёшки такое имя. Папа рассказывает: «Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая, главная», МАТЕРеть - «взрослеть», МАТЁРый - «взрослый», что обобщённо можно понимать, как «старшая, древняя прародительница».
- А мама, ссылаясь на какой-то словарь, утверждает: «Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
- Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? На какой словарь ссылается мама Матрёшка? Назовите все имена прилагательные в обеих версиях, чтобы примирить наших родителей. Есть ли эпитеты?
3 группа. Задание от Матрёшки
- Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты?
- 1)Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2)Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России.
3)Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4)Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина..
5)Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века.
4 группа. Задание от Матрёшки.
- Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка
- 1.Вятская матрешка
Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши.
- 2.Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, - 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину.
Лист оценивания
Стадия (фаза)
Деятельность учащихся
Стадия
вызова
Оценка
Приём «Загадка»
Приём « Корзина идей»
Стадия
осмысления
Мини-исследование текстов
Стадия
рефлексии
Приём «Синквейн»
Оценка деятельности и результата
Синквейн
Стихотворение из 5 строк, который пишется по определенным правилам:
1 строка – одно существительное.
Это тема синквейна.
2 строка – два прилагательных,
раскрывающих тему синквейна
3 строка – три глагола,
описывающих действия по теме синквейна.
4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
5 строка – одно слово-резюме,
которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.
Синквейн-желание
- Матрёшка
- Красивая, яркая
- Исполняешь, даришь, создаёшь.
- Сделай всех людей счастливыми
- Мечта.
Синквейн
- Матрёшка
- Вятская, авторская
- Радуешь, удивляешь, служишь.
- Ты помогла мне сегодня.
- Благодарность!
Лист оценивания
Стадия (фаза)
Деятельность учащихся
Стадия
вызова
Оценка
Приём «Загадка»
Приём « Корзина идей»
Стадия
осмысления
Мини-исследование текстов
Стадия
рефлексии
Приём «Синквейн»
Оценка деятельности и результата
Домашнее задание
- Сочинение-описание Матрёшки.
- Попробуйте описать матрёшку, которая была у вас на уроке. Не забудьте употребить имена прилагательные. Если у вас есть дома матрёшка, то вы можете рассказать о ней.
Устная рефлексия.
- Интересным показалось …
- Полезным было …..
- Мне трудно было…..
- Я понял….
- Я справился с заданиями….
- Я выполнил…
- Народные, исконные,.
- Кипучие, горючие,
- Бездонные, стозвонные,
- Да чтобы в душу падали,
- Как в полюшко бы зёрнышко,
- Чтоб, добрые да ладные,
- Светили, словно солнышко.
- Да грели бы, лучистые,
- Да звали бы, пригожие,
- На помыслы бы чистые
- Да на дела хорошие.
- ( В.Выркин)