Обстоятельство.
Способы выражения обстоятельств.
урок русского языка в 8 классе
С
1
Т
Е
Л
Ь
С
В
О
О
О
Я
Т
Т
С
Б
Г
Л
4
С
К
Ы
М
И
Р
П
А
Н
И
Е
3
А
2
У
А
П
С
3
И
Н
Е
Л
Е
Д
Е
Р
П
О
Е
О
А
У
В
А
Е
Д
Е
Л
Е
Ж
А
Щ
П
О
В
Л
Н
О
М
Е
И
О
Л
Е
Н
Н
Е
Е
И
Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? каким образом?, обозначает признак действия или другого признака
Главный член предложения, отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?
Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет
Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово - неизменяемая часть речи
Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей? , повторяя грамматическую форму главного слова
Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей
Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета
Главный член двусоставного предложения, отвечает на вопросы кто? что?
Е
Н
И
Е
Виды обстоятельств
Вопросы
места
Примеры
где? куда? откуда?
времени
когда? с каких пор? до каких пор?
образа действия
причины
как? каким образом?
почему?
цели
зачем?
меры и степени
условия
в какой мере, степени?
уступки
при каком условии?
несмотря на что?
Я побежал вперед.
Мы приехали вчера.
Мы пошли пешком.
От усталости у меня кружится голова.
Я пришла мириться.
Он был очень внимателен.
Без звонка туда идти нельзя.
Несмотря на дождь , мы все же вышли из дома.
Подчеркните, пожалуйста, в стихотворении М.Ю.Лермонтова обстоятельства и укажите способы их выражения.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Проверим
Ночевала тучка золотая
На груди утеса - великана.
Утром в путь она умчалась рано ,
По лазури весело играя ;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко ,
И тихонько плачет он в пустыне .
сущ.
нареч.
сущ.
деепричастный оборот
сущ.
наречие
наречие
наречие
сущ.
Составьте из сложноподчиненных предложений простое с деепричастным оборотом
Я крепко заснул, потому что утомился в дороге.
Утомившись в дороге , я крепко заснул.
Не начинай писать сочинение, если не продумал его план.
Не начинай писать сочинение , не продумав его план.
Когда вернулись к реке, мы увидели на берегу небольшой костер.
Вернувшись к реке , мы увидели на берегу небольшой костер.
дееприч. оборот сущ. м. нар. гл.
с.г.с сущ дееприч.оборот
дееприч.об . М. гл. сущ . прил . сущ
Спишите, расставьте знаки препинания
- Сверкая и искрясь на солнце осыпался иней с древесных вершин сбитых падением самолета.
- Переехав через гору и спустившись в долину осенённую деревьями я увидел минеральный ключ текущий поперёк дороги.
- Она опустился на колени руки только что вымытые и красные от студёной воды и закрыв глаза подставляла лицо октябрьскому солнцу.
- Тяжело опираясь на палку он сделал несколько шагов по аллее прикрытой маскировочной сеткой.
Проверим
деепричастный оборот
- Сверкая и искрясь на солнце , осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета.
- Переехав через гору и спустившись в долину, осенённую деревьями, я увидел минеральный ключ, текущий поперёк дороги .
- Она опустила на колени руки, только что вымытые и красные от студёной воды, и, закрыв глаза , подставляла лицо октябрьскому солнцу.
- Тяжело опираясь на палку , он сделал несколько шагов по аллее, прикрытой маскировочной сеткой.
деепричастные обороты
деепр.об.
деепричастный оборот
Выражение обстоятельства сравнительными оборотами с союзами (как, будто, словно, точно)
1.Корабль словно щепку бросало на волнах.
2.Это ветер гулял словно гром.
3.Будто капли серебряной росы блестели первые звёзды.
4.Зелёный луг как чудный сад пахуч и свеж.
5.Весь день дождь лил как из ведра.
6.Он проснулся ни свет ни заря.
7.Гость свалился как снег на голову.
Замените наречия фразеологизмами, какие виды обстоятельств у вас получились?
- Он живёт далеко .
- Ответь мне честно .
- Наши дома стоят рядом .
- Саша проснулся рано .
- Петя бежал быстро .
- Наташа трудилась хорошо.
- Катя выучила стихотворение отлично .
у чёрта на куличках .
места
образа действия
положа руку на сердце .
места
бок о бок .
времени
ни свет ни заря.
сломя голову.
образа действия
образа действия
не покладая рук .
образа действия
назубок .
Итоговые вопросы
- Назовите виды обстоятельств.
- На какие вопросы они отвечают?
- Чем могут быть выражены обстоятельства?
Виды обстоятельств
места
времени
образа действия
причины
цели
меры и степени
условия
уступки
Виды обстоятельств
Вопросы
места
где? куда? откуда?
времени
когда? с каких пор? до каких пор?
образа действия
как? каким образом?
причины
почему?
цели
зачем?
меры и степени
в какой мере, степени?
условия
уступки
при каком условии?
несмотря на что?
Способы выражения обстоятельств
Примеры
1) наречиями
Мы приехали утром .
2) деепричастиями (деепричастными оборотами)
Он сидел, греясь на солнце .
3) именами существительными
Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец .
4) неопределённой формой глагола
Я хочу пойти прогуляться.
5) синтаксически неделимыми словосочетаниями
Я потерял тетрадь два дня тому назад .
6) фразеологизмами
Он бежал сломя голову , но все равно пришел к шапочному разбору.
Рефлексия
- На уроке я чувствовал себя…
- Виды обстоятельств я запомнил…
Продолжите предложения,
используя различные виды обстоятельств:
( комфортно, удобно, хорошо ) )
(хорошо, крепко, с трудом, плохо)
(быстро, весело, интересно)
Для создания кроссворда были использованы переключатели. Последовательность: цифра 1, продолжаем по горизонтали с верхней буквы «О», потом – вторая буква «О», затем «Д» и «П», далее появляются цифры 2,3,4, направляющие дальнейшую работу. Когда нажимаем на объект с формулировкой определения, возникает термин