ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для закрепления
Вопросы репродуктивного характера
1. Что за диво: плод плюется,
Целым в руки не дается?
О каком способе распространения семян говорится в загадке? Назовите это растение.
2. Выбери правильный ответ. Семена некоторых голосеменных и покрытосеменных растений распространяются животными, так как они:
а) очень мелкие и легкие;
б) имеют парашютики или крылышки;
в) содержат питательные вещества, которыми питаются животные.
3. Рассмотрите на рисунке плоды и семена, определите способ их распространения. Ответ обоснуйте.
4. Решите головоломку.
Впишите слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, так, чтобы буква «О» у них была общей.
Вопросы на применение полученных знаний в новой обстановке (оцениваются +)
1. Определите способ распространения семян у следующих растений:
– череда трехраздельная;
– одуванчик лекарственный;
– горох полевой;
– кувшинка белая.
2. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?
3. На открытых пространствах, где пожары полностью уничтожают растительные сообщества, су-
ществовавшие ранее, первыми поселяются определенные виды растений. Подумайте, какой у них может быть способ распространения семян. Ответ обоснуйте. Приведите примеры.
(Это растения, семена которых распространяются ветром. Из травянистых, например, иван-чай. Из деревьев – береза, осина, ива, сосна, ель.)
4. Перечислите способы распространения следующих растений, назовите распространителей.
Вопросы, для ответа на которые требуются дополнительные знания (оцениваются ++)
1. Этот цветок называют слоновым или цветком носорогов. Что это за растение и откуда такое странное название?
(Раффлезия Арнольди, растение-паразит, семена которого переносят при ходьбе слоны и носороги.)
2. Плоды шиповника охотно едят мыши и дрозды. Кто из них играет роль распространителя семян?
(Дрозд, т.к. мышь зубами разгрызает семена и этим губит их, а дрозд глотает целиком.)
4. С Галапагосских островов в Калифорнийский университет привезли семена местных помидоров, однако вырастить из них растения не удавалось, пока семенами не накормили гигантских черепах, привезенных с этих же островов. Предложите объяснение этому явлению.
Олимпиадные вопросы
1. Из каких органов растений и частей цветка могут быть образованы крылатые приспособления плодов и семян различных растений?
2. Очень многие растения имеют плоды с мякотью – мясистой сахаристой тканью. А вот происхождение этой мякоти может быть различно. Из чего образуют привлекательную для птиц, человека и других распространителей мякоть различные растения?
3. У некоторых растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут. Что это дает растениям? Приведите как можно больше версий.
4. Какими преимуществами и недостатками обладают мелкие и крупные семена?
5. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?
Просмотр содержимого документа
«презентация к внеклассному мероприятию»