СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на тему "Опытно-экспериментальное проектирование на уроках биологии и химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На методическом семинаре я представила доклад по теме "Опытно-экспериментальное проектирование при обучении биологии и химии". В этом докладе я поделилась своим опытом работы по организации работы учащихся по методу проектов, а конкретнее по проектированию, связанному с постановкой опытов и экспериментов.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»

Методический семинар

Слайд 1. «Использование опытно-экспериментального проектирования при обучении биологии и химии»


Одинкакой–либо метод не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников.


Слайд 2. Мы все знаем, что в современной школе требуются такие методы обучения, которые:

  • приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию обучающихся;

  • развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.


Слайд 3. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

(Б. Паскаль)

И такую возможность додумываться самим предоставляет метод опытно-экспериментального проектирования.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. На мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:

Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю».

Слайд 4. Поэтому в своей работе я выбрала методическуюпроблему «Использованиеопытно-экспериментального проектированияпри обучении биологии и химии»





Слайд 5.На важность владения обучающимися навыками проектирования в современной школе указывают следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобр. РФ от 17.12.2010 г. № 1897)

  • Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544)

  • Основная образовательная программа ООО



  • Слайд 6.

Я работаю учителем биологии и химии 24 года, последние полгода, непосредственно преподаю предмет химии. За годы работы хорошо освоила и применяю в своей работе метод проектов, как организованнуюпоисковую, исследовательскую деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, нои организацию процесса достижения этого результата. Метод проектов я использую не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.


Слайд 7. Цель проектной деятельности

направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Слайд 8. Задачи:

* Обеспечить взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем

* Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу

* Обеспечить практическую деятельность учащихся

* Организовать творческую деятельность учащихся в рамках заданной темы

* Ориентировать учебный процесс на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности.


Слайд 9. Из классификации современных проектов в процессе преподавания химии я использую практически все виды проектов, но предмет химии предполагает большее использование исследовательских, практико-ориентированных и информационных проектов.



Слайд 10. По продолжительности наши проекты бывают:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или являются его частью

Краткосрочные проекты

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Долгосрочные проекты выполняются во внеурочное время – это подготовка исследовательских работ на конкурсы и МАН.

Слайд 11.«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением», говорил М.В.Ломоносов



Что дает моим ученикам участие в опытно-экспериментального проектировании:

  • Практическое погружение в эксперимент

  • Наглядность результатов своей деятельности

  • Видение практической направленности эксперимента

  • Неожиданность результатов

  • Осознание личностной роли от участия в эксперименте



Слайд 12.Впроцессе опытно-экспериментального проектирования

  • актуализируется и решается какая –либо проблема;

  • проводится исследовательская работа;

  • Учитель выступает в роли консультанта;

СЛАЙД 13.

  • проект выполняется самостоятельно обучающимися;

  • В результатах проекта стремимся видеть практическую значимость;

  • в конце проекта анализируем, что получилось, а что нет.

Слайд 14. Каждая лабораторная или практическая работа по химии – один из видов мини-проектов, которые подразумевают все этапы подготовки проекта. Например, урок решения экспериментальных задач, на котором учащиеся чувствуют себя в роли экспертов-криминалистов или медицинских лаборантов, когда учатся определять вещества по известным свойствам.

Слайд 15. Моими учениками были проведеныисследовательские проекты по химии.

1. Воздух, которым мы дышим. 2 «Очистка воздуха в жилом помещении». 3. Исследование качества продуктов питания.

4. Способы получения металлов, и др.



Исследовательские проекты по биологии и экологии

  • Витамины и их роль в жизнедеятельности человека, исследование наличия витаминов в различных продуктах.

  • Птицы нашей местности

  • Экологические проблемы нашей местности

  • Первоцветы Крыма, и др.

  • Сравнение клеточного строения растений

  • Исследование фитонцидных свойств комнатных растений


Готовили мои ученики и информационные проекты, на их основе проводили уроки-конференции, уроки-дискуссии, например:

  • Природные источники углеводородов

  • Способы получения металлов.

  • Химия в пищевых продуктах. Пищевые добавки.

  • Химия в быту

  • Химия в народном хозяйстве и др.



Слайд 16. Результативность проектной деятельности

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,

- уроки проходят более оживлённо,

- увеличилось число обучающихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,

- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

- формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе,республике.



Слайд 17.Результативность участия в защите исследовательских работ МАН:

  • «Изучение состояния заболеваемости туберкулезом в Советском районе» – Сулейманов Дилявер - I место в районом этапе (2011-2012уч.г.)

  • «Исследование особенностей организма к смешанной гипоксии и гиперкапнии учащихся Пушкинской ОШ» - Круглова Ирина – I место в районном этапе (2013 – 2014 уч.г.)



Слайд 18.«Исследование состояния и экологических проблем лесополос Пушкинского сельского совета» – Каракаш Мустафа – III место в республиканском этапе (2014-2015 уч.г.)

  • «Исследование состава и качества молока» - Халеева Валерия - I место в районном этапе (2015-2016 уч.г).



Слайд 19. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

Возможно для кого-то из моих учеников опытно-экспериментальная деятельность станет предметом будущей профессии.

Видео


Слайд 20. О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

М.В.Ломоносов

И в этом поможет использование метода опытно-экспериментального проектирования .






Просмотр содержимого презентации
«методический семинар»

На муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2016 Методический семинар «Опытно-экспериментальное проектирование при обучении биологии и химии» Калюжная Валентина Владимировна Учитель химии МБОУ «Советская средняя школа № 1»

На муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2016

Методический семинар

«Опытно-экспериментальное проектирование при обучении биологии и химии»

Калюжная Валентина Владимировна

Учитель химии

МБОУ «Советская средняя школа № 1»

Современной школе требуются такие методы обучения, которые:

Современной школе требуются такие методы обучения, которые:

  • приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;
  • развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, аналитические, рефлексивные, самооценочные;
  • формируют не просто умения, а компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим . Б. Паскаль

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим .

Б. Паскаль

Методическая проблема Опытно-экспериментальное проектирование при обучении биологии и химии

Методическая проблема

Опытно-экспериментальное проектирование при обучении биологии и химии

На важность владения обучающимися навыками проектирования в современной школе указывают следующие документы:

На важность владения обучающимися навыками проектирования в современной школе указывают следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобр. РФ от 17.12.2010 г. № 1897)
  • Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544)
  • Основная образовательная программа ООО
Метод проектов

Метод проектов

  • Это организованная поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.
Цель опытно-экспериментальной проектной деятельности направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы путем опыта или эксперимента.

Цель опытно-экспериментальной проектной деятельности

  • направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы путем опыта или эксперимента.

Задачи * Организовать творческую деятельность обучающихся в рамках заданной темы *Обеспечить практическую деятельность обучающихся * Обеспечить взаимодействие обучающихся друг с другом и с учителем  * Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу  * Ориентировать учебный процесс на повышение интереса ученика, совершенствование его жизненного опыта, индивидуальных способностей

Задачи

* Организовать творческую деятельность обучающихся в рамках заданной темы

*Обеспечить практическую деятельность обучающихся

* Обеспечить взаимодействие обучающихся друг с другом и с учителем

* Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу

* Ориентировать учебный процесс на повышение интереса ученика, совершенствование его жизненного опыта, индивидуальных способностей

Современная классификация  учебных проектов Исследовательский проект Практико-ориентированный проект Ролевой проект -  Творческий проект  Информационный проект

Современная классификация

учебных проектов

Исследовательский проект

Практико-ориентированный проект

Ролевой проект -

Творческий проект

Информационный проект

По продолжительности различают  Краткосрочные –  на 4-6 уроков  Мини-проекты – укладываются в один урок или даже его часть. Долгосрочные проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются во внеурочное время. МАН  Недельные, требующие 30-40 часов

По продолжительности различают

Краткосрочные –

на 4-6 уроков

Мини-проекты – укладываются в один

урок или даже его часть.

Долгосрочные проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются во внеурочное время.

МАН

Недельные, требующие 30-40 часов

Что решается в процессе опытно-экспериментального проектирования

Что решается в процессе опытно-экспериментального проектирования

  • актуализируется и решается какая –либо проблема;
  • проводится исследовательская работа;
  • Учитель выступает в роли консультанта;
проект выполняется самостоятельно обучающимися; В результатах проекта стремимся видеть практическую значимость; в конце проекта анализируем, что получилось, а что нет.
  • проект выполняется самостоятельно обучающимися;
  • В результатах проекта стремимся видеть практическую значимость;
  • в конце проекта анализируем, что получилось, а что нет.

  • Каждая лабораторная или практическая работа по химии – один из видов мини-проектов.
Исследовательские и информационные проекты.

Исследовательские и информационные проекты.

Результаты применения проектной деятельности

Результаты применения проектной деятельности

  • - работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,
  • - уроки проходят более оживлённо,
  • - увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
  • - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы;
  • -формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Результативность участия в защите исследовательских работ МАН

Результативность участия в защите исследовательских работ МАН

  • «Изучение состояния заболеваемости туберкулезом в Советском районе» – Сулейманов Дилявер - I место в районом этапе (2011-2012уч.г.)
  • «Исследование особенностей организма к смешанной гипоксии и гиперкапнии учащихся Пушкинской ОШ» - Круглова Ирина – I место в районном этапе (2013 – 2014 уч.г.)
Работа над проектами МАН Каракаш Мустафа «Исследование состояния и экологических проблем лесополос Пушкинского сельского совета» I место республиканский этап Халеева Валерия «Исследование состава и качества молока»

Работа над проектами МАН

Каракаш Мустафа

«Исследование состояния и экологических проблем лесополос Пушкинского сельского совета»

I место республиканский этап

Халеева Валерия

«Исследование состава и качества молока»

О, ваши дни благословенны!  Дерзайте ныне ободренны  Раченьем вашим показать,  Что может собственных Платонов  И быстрых разумом Невтонов  Российская земля рождать.
  • О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

М.В.Ломоносов