М.В. ЛОМОНОСОВ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 КЛАСС
Учитель: Хмеленко В.А.
Кроссворд
1. Прозвище Петра I.
2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове.
3. Вторая крепость на берегах Невы.
4. Название полка Петра I.
5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург.
6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге.
7. Название первого музея в России.
8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель».
9. Место постройки и ремонта судна.
Тема урока.
МИХАИЛ
ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
Цели урока:
- Сформировать представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
- Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
- Развивать кругозор, устную речь.
- Воспитывать интерес к учению.
Проверка домашнего задания.
- О п р о с.
- О п р о с.
- О п р о с.
- О п р о с.
- О п р о с.
- О п р о с.
- Карточки для индивидуального опроса.
- Дидактическая игра «Морской флот».
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка около города Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшегося морским промыслом на собственных судах , одно из которых называлось «Чайка».
Мальчик начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разно-образными наблюдениями. Его всё больше интересовало: почему день сменяется ночью, почему разливается северное сияние и многое другое.
В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем стал дьячок местной церкви. Ломоносов прочитал всё, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги.
Первыми учебными книгами юноши были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого , напечатанная для школ по велению Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть.
Ломоносов рано лишился матери, а мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он всё читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась всё сильнее. Он слышал рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах открытых в Москве и Петербурге.
Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу.
Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.
Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом.
На другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре в Славяно-греко-латинскую академию . Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. А латинский язык в то время был международным языком.
Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других учеников, кото-рые потешались над ним и высмеивали его. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас. Но талантли-вый и трудолюбивый юноша упорно постигал науки .
Киево-Могиля́нская акаде́мия
Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его. Он просится в Киев в Киево-Могилянскую академию , где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и палкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все.
В 1735 году Ломоносова, как одного из лучших учени-ков, отправили на учёбу в Петербург, где по плану Петра Великого была учреждена Академия наук . При Академии находилась гимназия,
где учили молодых людей.
В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров . Ломоносов прожил за границей около четырёх лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он выучил немецкий и французский языки, многие науки. Ломоносов стал самым образованным человеком в России.
После возвращения на Родину Ломоносов был определён профессором в Петербургскую Академию наук.
В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.
Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы.
- Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретённых им приборов.
- Учёный организовал при Академии первую в России Химическую лабораторию.
- Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
Портрет Петра I
Ломоносов открывает мастерскую для набора мозаичных картин и сам становится первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора .
Великий учёный много сделал для развития и образования России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет , который по праву носит имя Ломоносова.
В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова .
Сообщения учащихся
об основных научных открытиях
Михаила
Васильевича
Ломоносова.
Работа в группах
План
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
План
1.Детские и юношеские годы.
2.Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
3. Учеба в Петербургской академии.
4. Учеба за границей.
5.Возвращение в Россию.
6. Работа в Петербургской академии наук.
Домашнее задание
С. 101-104, читать, пересказывать, отвечать на вопросы
Задание по группам:
- подготовить сообщение о Екатерине Великой;
- Подготовить рассказ-биографию А.В. Суворова