СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация материала по теме "Эпиграммы в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка применима к уроку литературы в 6 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова по УМК Т.Ф.курдюмовой

Просмотр содержимого документа
«Презентация материала по теме "Эпиграммы в творчестве М.Ю.Лермонтова"»

1814 - 1841 Эпиграммы  в творчестве м.ю.лермонтова

1814 - 1841

Эпиграммы в творчестве м.ю.лермонтова

Цели урока: Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов.  2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.  3. Развивать творческие способности учащихся.   (Программа по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)

Цели урока:

  • Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов.

2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.

3. Развивать творческие способности учащихся.

(Программа по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)

 Эпигра́мма ( др.-греч .  ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое  сатирическое  стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.   Большинство исследователей считают эпиграмму кратким юмористическим или сатирическим стихотворением, обладающим двухчастной композицией и содержащим в конце острую мысль.   Как правило, в произведениях подобного рода должен присутствовать объект, подвергающийся критике или осмеянию. Данная жанровая форма достаточно мобильна и способна откликаться на все явления жизни, как частные, так и общественные.

Эпигра́мма ( др.-греч .  ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое  сатирическое  стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Большинство исследователей считают эпиграмму кратким юмористическим или сатирическим стихотворением, обладающим двухчастной композицией и содержащим в конце острую мысль.

Как правило, в произведениях подобного рода должен присутствовать объект, подвергающийся критике или осмеянию. Данная жанровая форма достаточно мобильна и способна откликаться на все явления жизни, как частные, так и общественные.

 Практически все исследователи жанра считают, что эпиграмма возникла в Древней Греции.  Первоначально она обозначала надпись произвольного содержания на изваяниях, алтарях, треножниках.  В I веке до нашей эры за эпиграммой закрепилось значение короткого юмористического или сатирического произведения.  В европейской литературе эпиграмма существовала как малая форма сатиры, отличительной чертой которой являлась конкретность повода для ее создания.   Первыми в Европе к жанру эпиграммы обратились представители французской литературы в XVII - XVIII веках : Вольтер, Расин, Руссо, Лафонтен.

Практически все исследователи жанра считают, что эпиграмма возникла в Древней Греции.

Первоначально она обозначала надпись произвольного содержания на изваяниях, алтарях, треножниках.

В I веке до нашей эры за эпиграммой закрепилось значение короткого юмористического или сатирического произведения.

В европейской литературе эпиграмма существовала как малая форма сатиры, отличительной чертой которой являлась конкретность повода для ее создания.

Первыми в Европе к жанру эпиграммы обратились представители французской литературы в XVII - XVIII веках : Вольтер, Расин, Руссо, Лафонтен.

 В русской литературе эпиграмма появилась в творчестве поэтов XVIII века:  М. В. Ломоносова, И. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова, А. Д. Кантемира и др.  Особо почитал этот жанр А. П. Сумароков. Он же сформулировал и основные принципы эпиграммы:   «Рассмотрим свойства мы и силу эпиграмм:  Они тогда живут, красой своей богаты, Когда сочинены остры и узловаты;  Быть должны коротки, и сила их вся в том,  Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком». 

В русской литературе эпиграмма появилась в творчестве поэтов XVIII века:

М. В. Ломоносова, И. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова, А. Д. Кантемира и др.

Особо почитал этот жанр А. П. Сумароков. Он же сформулировал и основные принципы эпиграммы:

 

«Рассмотрим свойства мы и силу эпиграмм:

Они тогда живут, красой своей богаты,

Когда сочинены остры и узловаты;

Быть должны коротки, и сила их вся в том,

Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком». 

 Расцвета эпиграмма достигает в творчестве А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, В.А.Жуковского, И.И.Дмитриева, П.А.Вяземского, М.Ю.Лермонтова и других.  В этот период она становится разящим оружием в острой литературной и общественной борьбе.   Поэты XX века также обращались к данной поэтической форме.  Эпиграммы можно встретить в творчестве В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Д.Бедного, В.В.Маяковского, С.Я.Маршака и т. д.  Сатирическая эпиграмма широко использует параллелизм и хиазм, ее излюбленный композиционный прием - зеркальность. Ее «визитная карточка» - парадокс.

Расцвета эпиграмма достигает в творчестве А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, В.А.Жуковского, И.И.Дмитриева, П.А.Вяземского, М.Ю.Лермонтова и других.

В этот период она становится разящим оружием в острой литературной и общественной борьбе.

Поэты XX века также обращались к данной поэтической форме.

Эпиграммы можно встретить в творчестве В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Д.Бедного, В.В.Маяковского, С.Я.Маршака и т. д.

Сатирическая эпиграмма широко использует параллелизм и хиазм,

ее излюбленный композиционный прием - зеркальность.

Ее «визитная карточка» - парадокс.

Типы хиазма В классификации Э. М. Береговской выделяется три типа хиазма: Чисто синтаксический хиазм, в котором правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяя входящие в левую члены предложения в обратном порядке:  «Делить веселье — все готовы:  Никто не хочет грусть делить» (Лермонтов. Одиночество) 2. Семантически осложнённый хиазм, в котором добавляется двойной лексический повтор в инвертируемых элементах и обмен синтаксическими функциями у этих элементов: «Самый лучший человек тот, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живёт чужими мыслями и своими чувствами» (Л. Н. Толстой) 3. Хиастический каламбур, в котором, кроме этого, можно проследить изменения значения входящих в него слов:  «В России две напасти:  Внизу — власть тьмы,  А наверху — тьма власти» (Гиляровский)

Типы хиазма

В классификации Э. М. Береговской выделяется три типа хиазма:

  • Чисто синтаксический хиазм, в котором правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяя входящие в левую члены предложения в обратном порядке:

«Делить веселье — все готовы:

Никто не хочет грусть делить» (Лермонтов. Одиночество)

2. Семантически осложнённый хиазм, в котором добавляется двойной лексический повтор в инвертируемых элементах и обмен синтаксическими функциями у этих элементов:

«Самый лучший человек тот, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живёт чужими мыслями и своими чувствами» (Л. Н. Толстой)

3. Хиастический каламбур, в котором, кроме этого, можно проследить изменения значения входящих в него слов:

«В России две напасти:

Внизу — власть тьмы,

А наверху — тьма власти» (Гиляровский)

Примеры хиазма  «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»). «Честь нашей части — это часть нашей чести». «Суббота для человека, а не человек для субботы»        Примеры параллелизма в народном творчестве - сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:   Как светил да светил месяц во полуночи,   Светил в половину;   Как скакал да скакал один добрый молодец   Без верной дружины... Или:  Раскудрявая берёзка,   Ветра нет, а ты шумишь;   Ретиво моё сердечко,   Горя нет, а ты болишь...

Примеры хиазма

«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»).

«Честь нашей части — это часть нашей чести».

«Суббота для человека, а не человек для субботы»  

Примеры параллелизма в народном творчестве - сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:

Как светил да светил месяц во полуночи,  Светил в половину;  Как скакал да скакал один добрый молодец  Без верной дружины...

Или:

Раскудрявая берёзка,  Ветра нет, а ты шумишь;  Ретиво моё сердечко,  Горя нет, а ты болишь...

Адресат эпиграммы Ф.В. Булгарин – писатель, получивший военное образование. В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина. Известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга.  В 1837 г. под именем Булгарина вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в «Северной пчеле» объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм . Фаддей Венедиктович Булгарин

Адресат эпиграммы

  • Ф.В. Булгарин – писатель, получивший военное образование.
  • В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина.
  • Известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга.
  • В 1837 г. под именем Булгарина вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в «Северной пчеле» объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм .

Фаддей Венедиктович Булгарин

Эпиграмма на Ф. Булгарина Россию продаёт Фадей Не в первый раз, как вам известно, Пожалуй, он продаст жену, детей, И мир земной, и рай небесный, Он совесть продал бы за сходную цену, Да жаль, заложена в казну.

Эпиграмма на Ф. Булгарина

Россию продаёт Фадей

Не в первый раз, как вам

известно,

Пожалуй, он продаст

жену, детей,

И мир земной, и рай

небесный,

Он совесть продал бы

за сходную цену,

Да жаль, заложена в казну.

Найди эпиграмму Кто знатен и силен, да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода ... (И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня)  А вы, надменные потомки  Известной подлостью прославленных отцов,  Пятою рабскою поправшие обломки  Игрою счастия обиженных родов!  Вы, жадною толпой стоящие у трона,  Свободы, Гения и Славы палачи!  Таитесь вы под сению закона,  Пред вами суд и правда - всё молчи!..  (М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Стихотворение.) Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтеньи меньше ног. (А. П. Сумароков. Эпиграмма.)

Найди эпиграмму

Кто знатен и силен, да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.

Хоть, кажется, слонов и умная порода,

Однако же в семье не без урода ...

(И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня)

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

(М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Стихотворение.)

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.

Конечно, голова в почтеньи меньше ног.

(А. П. Сумароков. Эпиграмма.)

Работа с эпиграммой по учебнику стр. 120 Тот самый человек пустой, Кто весь наполнен сам собой.

Работа с эпиграммой по учебнику стр. 120

Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

Творческое домашнее задание:  Попробуйте сочинить эпиграмму, выбрав одну из предлагаемых тем:  О книге, самостоятельно мной прочитанной.  О новом фильме.  О взаимоотношениях наших одноклассников.  Об отношениях между моими братьями и сёстрами. Помни:  эпиграмма – произведение остросатирического содержания.

Творческое домашнее задание:

Попробуйте сочинить эпиграмму, выбрав одну из предлагаемых тем:

  • О книге, самостоятельно мной прочитанной.
  • О новом фильме.
  • О взаимоотношениях наших одноклассников.
  • Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Помни:

эпиграмма – произведение остросатирического содержания.