Использование здоровьесберегающих технологий, методов, приёмов в образовательном процессе с внедрением ФГОС нового поколения.
Исмаилова Светлана Александровна.
- «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка- …это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
- В.А.Сухомлинский.
Режим дня школьника. В режим дня учащихся начальных классов нужно включать физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью увеличивается объём двигательной активности школьников. Например, физкультурные паузы представляют собой комплекс упражнений из 7-9 упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Время проведения 2-3 минуты.
Бумажные тренажеры для глаз (методика В.Ф. Базарного).
Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса.
На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см.
Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке.
Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.
Схема зрительно-двигательных траекторий
Выполнить каждое упражнение 10-15 раз по порядку номеров
Мальчики(Пг.Лу.)-очень высокий уровень памяти, внимание, учатся легко. Наблюдаются заболевания почек, органов дыхания.
Мальчики(Лг.Лу.)-учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребёнок начинает нервничать, внезапно может появиться даже температура. Заболевания -психоневротические.
Девочки(Пг.Лу.)-это группа риска по эндокринным заболеваниям. Повышена масса тела, уязвима щитовидная железа, аллергические реакции. Учатся хорошо. Художественно-конструктивный тип мышления.
Цветотерапия.
Желтый – уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредоточивает внимание.
Мобилизующее дыхание.
- Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасываем плечи вниз).
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
- МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
- СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
- УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
Физкультминутки.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим!
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
Дятел долбит старый сук,
(Наклоны вперед.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
(Приседания, постукивания руками об пол.)
Гонит эхо дятла стук,
(И. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться».)
Туки-туки, туки-тук.
(Приседания, постукивание руками о пол.)
- Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.