СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет полезна как учителям начальной школы, так и среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"»

 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

 Технология развития критического мышления - целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма  Она является надпредметной и предполагает работу с текстовой информацией, взаимообучение (коллективные и групповые способы работы), аргументированность собственной точки зрения, развитие критического мышления и др.

Технология развития критического мышления - целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма

Она является надпредметной и предполагает

  • работу с текстовой информацией,
  • взаимообучение (коллективные и групповые способы работы),
  • аргументированность собственной точки зрения,
  • развитие критического мышления и др.
Авторами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) являются американские педагоги Чарльз Темпл, Курт Мередит, Дженни Стил, Дон Огл.

Авторами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) являются американские педагоги Чарльз Темпл, Курт Мередит, Дженни Стил, Дон Огл.

Технологический алгоритм урока   I стадия Вызов: Актуализация имеющихся знаний; Пробуждение интереса к получению новой информации; Постановка собственных целей обучения. II стадия Осмысление содержания: Получение новой информации; Осмысление новой информации; Соотнесение новой информации с собственными знаниями; Корректировка учеником поставленных целей обучения. III стадия Рефлексия (Размышление) Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы (

Технологический алгоритм урока

  I стадия

Вызов:

  • Актуализация имеющихся знаний;
  • Пробуждение интереса к получению новой информации;
  • Постановка собственных целей обучения.

II стадия

Осмысление содержания:

  • Получение новой информации;
  • Осмысление новой информации;
  • Соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.

III стадия

Рефлексия (Размышление)

  • Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
  • Анализ всего процесса изучения материала.
Методические приемы технологии развития критического мышления 1. Инсерт 2. Мозговая атака 3. Групповая дискуссия 4. Чтение с остановками и вопросы Блума 5. Кластеры 6. Синквейн 7. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») 8. Перепутанные логические цепочки 9. Взаимоопрос 10. Эссе 11. Стратегия  «Таблица-синтез» 12. Стратегия РАФТ

Методические приемы технологии развития критического мышления

1. Инсерт

2. Мозговая атака

3. Групповая дискуссия

4. Чтение с остановками и вопросы Блума

5. Кластеры

6. Синквейн

7. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

8. Перепутанные логические цепочки

9. Взаимоопрос

10. Эссе

11. Стратегия «Таблица-синтез»

12. Стратегия РАФТ

Вопрос Ответ до чтения текста Ответ после чтения текста

Вопрос

Ответ до чтения текста

Ответ после чтения текста

Кластер - с пособ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластер - с пособ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Инсерт - INSERT ( interactive noting system for effective reading and thinking - « самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления»). I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками. IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Инсерт - INSERT ( interactive noting system for effective reading and thinking - « самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления»).

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками.

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Таблица V  « галочка » (то, что уже известно) - знак « минус » (то, что противоре-чит представ-лению) + знак « плюс » (то, что является интересным и неожиданным) ? « вопросительный знак » (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Таблица

V « галочка » (то, что уже известно)

-

знак « минус »

(то, что противоре-чит представ-лению)

+

знак « плюс » (то, что является интересным и неожиданным)

?

« вопросительный знак » (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Перепутанные логические цепочки

Перепутанные логические цепочки

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Где…? Верно ли…? Мог ли…? Было ли...? Объясните, почему… Дайте три объяснения, почему… В чем различие…? Предположите, что будет, если Что было бы, если… Почему вы считаете, что…

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Где…?

Верно ли…?

Мог ли…?

Было ли...?

Объясните, почему…

Дайте три объяснения, почему…

В чем различие…?

Предположите, что будет, если

Что было бы, если…

Почему вы считаете, что…

1. Краткая информация о личности автора. 2. Обсуждение названия произведения. 3. Диалог с текстом . прием «Дерево предсказаний». 4.  Эссе по одной из цитат две-четыре цитаты

1. Краткая информация о личности автора.

2. Обсуждение названия произведения.

3. Диалог с текстом . прием «Дерево предсказаний».

4.  Эссе по одной из цитат две-четыре цитаты

Прием « Дерево предсказаний » На « стрелочках » школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Прием « Дерево предсказаний »

На « стрелочках » школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями); - память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; - оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; - синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; - анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; - применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

  • - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
  • - память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
  • - оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
  • - синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
  • - анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
  • - применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?».

Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами:

  • «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?»,
  • «Почему рассказ был построен именно таким образом?».
Kлючевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание?   Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)       Вывод: ……………………………………………………

Kлючевые моменты текста (сообщения)

На чем остановилось внимание?

 

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)

 

 

 

Вывод: ……………………………………………………

РАФТ Прием структурирования процесса создания первичного текста. После сбора информации об объекте учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста: Р – ролью . То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудиторией . Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе). Т – тема . На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

РАФТ

Прием структурирования процесса создания первичного текста.

После сбора информации об объекте учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью . То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией . Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема . На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эссе   Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Эссе

  • Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.
    10-минутное эссе . После общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма . Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.  5-минутное эссе . Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
    • 10-минутное эссе . После общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма . Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

    • 5-минутное эссе . Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

    1) написать, что они узнали по новой теме;

    2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

    Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

    Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

    Правила написания синквейна:

    1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

    2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

    3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

    4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

    5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

    Литература Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Примеры_методических_приемов_технологии_развития_критического_мышления Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm  Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие Критического мышления на уроке: пос. Для учителя. – М.: Просвещение,2004. Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. – М.: Академия, 2003.

    Литература

    • Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
    • http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Примеры_методических_приемов_технологии_развития_критического_мышления
    • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
    • Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm 
    • Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие Критического мышления на уроке: пос. Для учителя. – М.: Просвещение,2004.
    • Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. – М.: Академия, 2003.