СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нормализации звукопроизношения остаётся актуальной не только в период дошкольного, но и школьного образования детей.Актуальность данного исследования определяется ещё и тем, что своевременное устранение недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, и является предпосылкой к  успешному обучению ребенка в школе. В настоящее время стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особо нужно отметить детей с общим недоразвитием речи. Теоретическими предпосылками исследования проблемы стали представления о:

  • содержании классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина и др.);
  • коррекции нарушений речи (Ф.Ф. Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.);
  • возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский, Л.О. Бадалян и др.);
  • принципах анализа речевых нарушений (Э.А. Александрян,Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.);
  • своеобразии формирования фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи (А.В. Ястребова, Л.Н. Ефименкова);
  •  уровнях речевого недоразвития речи. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени. В настоящее время условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.
  • научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.Б. Касевич, В.К. Орфинская, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин, P.O. Якобсон и др.); и механизмах произношения (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузьмин, Н.И. Лепская, JI.A. Чистович и др.)

Так как ОНР является системным нарушением, которое затрагивает все стороны речи, то развитие навыка фонематического восприятия  речи,  представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.Звукопроизношение развивается на основе развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение звуков, слов и фраз. Благодаря способности воспринимать звуки речи, усваивается лексическое и грамматическое значение слов, что способствует формированию языковой системы родного языка.На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия  у детей с речевой патологией,  указывали многие отечественные исследователи (Е.И. Радина, М.Е.Хватцев, Г.А.Каше,  Р.Е. Левина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф.Фомичёва).