Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подвижные игры в жизни дошкольника"»
Подвижные игры в жизни дошкольников
Автор-составитель: инструктор по физкультуре Феофанова Т.Ю.
Для любого ребёнка с момента рождения существует только один способ познания окружающей среды-игра. Играя ребёнок постепенно входит в мир взрослой жизни с её правилами, запретами, возможностями. Именно в игре формируется характер ребёнка.
Игра, это врождённая потребность ребенка. Большинство современных игр пришли из глубины веков, ведь еще наши прабабушки играли в жмурки, в лапту и в салки. Потребность в движении у детей была всегда, а сегодня, как никогда, она стоит очень остро. Ведь не секрет, что современные дети очень много времени проводят перед телевизором и компьютером, а не на спортивной площадке или играя во дворе с друзьями.
- Подвижные игры- наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. И поэтому все заботливые и заинтересованные родители должны уделять как можно больше времени и внимания своим детям, не только покупая им игрушки и сладости, но и играя вместе с ними. Не стоит стесняться бегать и прыгать вместе со своими детьми, ведь никакие взрослые условности и собственные комплексы не заменят улыбки здорового малыша .
- Играть для детей- это прежде всего двигаться, действовать во время подвижных игр у детей совершенствуется координация движений, развивается инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила
- Подвижные игры влияют на умственное развитие ребёнка, они способствуют развитию логического мышления, учат укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра.
- Дети дошкольного возраста очень подвижны. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей раннего и дошкольного возраста, поэтому они должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребёнка. Важнейший результат игры- радость, удовлетворение, эмоциональный подъём.
- У 3-4-летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому содержание игр должно быть доступным и сопровождаться текстом который раскрывает содержание игры. Это может быть короткая песенка или стихотворение («Солнышко- дождик», «У медведя во бору»…).
- В играх детей этого возраста отсутствует соревновательность. Их увлекает процесс, а не результат.
- С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением образов и действий, которые они наблюдают в жизни, знакомых по книгам и картинкам.
- В игры можно вносить элементы соревнования. Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них включают бег на скорость, метание предмета, прыжки через препятствия. Используется также текст, который определяет ритм движений, способствует развитию речи ребёнка.
- В играх для 6-7-летних детей значительно чаще применяются бег, прыжки, лазанье, метание. Дети в этом возрасте увлечены не только процессом игры, но и её результатом, поэтому для них можно устраивать игры-соревнования.
- Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное, и образовательное значение, легкодоступны для семейной физкультуры. Они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
- В играх воспитываются основные физические качества детей, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки.
- Проводить игры можно в любое время года на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет в среднем составляет 10-20 минут.
- По окончании игры необходимо поощрить каждого игрока, отметив его ловкость, силу, инициативу.
Требования безопасности во время проведения подвижных игр
- Перед игрой необходимо провести разминку
- Внимательно слушать и выполнять все команды воспитателя
- Строго выполнять правила игры
- Избегать столкновений, толчков, ударов
- При падении надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги
- При возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки
Подвижные игры для самых маленьких
- Игры для малышей должны быть несложными и не продолжительными, поскольку маленькие дети быстро устают и перестают получать удовольствие от игры. Поэтому каждая игра должна длиться не более 10 минут.
- Для детей 1-3 лет подвижные игры особенно полезны, так как они укрепляют еще слабые мышцы ребенка, учат соотносить слова с вещами, помогают развить координацию движений. В таких играх желательно задействовать как можно больше предметов, например мячи, кубики, стулья…
Игры со словами и движениями
- Такие игры больше напоминают веселые уроки физкультуры, они переплетаются с чтением наизусть простых стихотворений и поговорок. Умение соединять слова и движения помогает ребёнку научиться быстро мыслить и реагировать на команду ведущего.
- Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
- У медведя во бору
- Много шишек наберу,
- А медведь слепой –
- Не бежит за мной.
- Веточка обломится –
- Медведь за мной погонится!
- На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.
- Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)
- Мыши водят хоровод
- На лежанке дремлет кот.
- «Тише, мыши, не шумите,
- Кота Ваську не будите.
- Как проснётся Васька кот
- Разобьёт наш хоровод!»
- На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).
Подвижные игры для детей от 2 до 5 лет
- В играх для детей этого возраста уже просматривается несложный сюжет, хотя в основном содержание игр сводится к повторению движений ведущего.
- начинают проводиться командные игры, так как ребёнок уже в состоянии скоординировать свои действия с действиями других игроков и умеет принимать решения в разных игровых ситуациях.
- ***
- Шла коза на каблуках
- Шла коза на каблуках
- В модных красных сапогах
- (Идем на носочках)
- По дорожке: цок-цок-цок!
- Поломала каблучок.
- (идем прихрамывая)
- Вот коза на одной ножке
- Поскакала по дорожке
- Прыг-скок, прыг-скок!
- (скачем на одной ножке)
- Вновь сломала каблучок!
- (осторожно падаем на пол)
- Вот коза сняла сапожки,
- Зашагала по дорожке:
- Топ-топ! Топ-топ!
- Как легко без каблуков!
- (весело шагаем)
- Цель: развивать ловкость, быстроту.
- Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.
- Способность играть в команде не только воспитывает в детях здоровое чувство коллективизма, но и развивает чувство уверенности, способность к самовыражению, развивает образное мышление. Игры для 5-летних и старше обретают законченный сюжет, в них появляются победители и побежденные. Каждый ребёнок узнаёт радость победы и горечь поражения- это бесценный жизненный урок, который пригодиться детям в дальнейшем.
Подвижные игры для детей от 5 лет
«Кто обгонит?» На одной стороне площадки дети стоят в одну шеренгу с мячами в руках. По команде: «Марш!» дети бегут, подбрасывая мячи над головой, на противоположную сторону площадки. Побеждает тот, кто, не уронив мяч, прибежит первым.
- На землю кладут веревочку длиной не менее 1 м, на расстоянии 5–6 м от ее концов ставят флажки, кубики или другие предметы. Двое детей встают у концов веревочки лицом к своим флажкам. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – беги!» дети бегут каждый к своему флажку, стараясь обежать его как можно быстрее, вернуться к веревочке и дернуть ее за конец в свою сторону. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым. Вместо веревочки можно использовать скакалку. При подборе пар для игры воспитатель должен учитывать физическую подготовленность детей. Важно, чтобы дети в парах были примерно равны по силам.
Спасибо!