СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. В.РАСПУТИН "ЖИВИ И ПОМНИ". "ПОВЕСТЬ О СВЯЗИ ЛИЧНОЙ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ И СУДЬБЫ РОДИНЫ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация состоит из 25 слайдов.

Содержание работы:

 «ЖИВИ И ПОМНИ» - ПОВЕСТЬ О СВЯЗИ ЛИЧНОЙ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ И СУДЬБЫ РОДИНЫ

  1. Проблематика повести «Живи и помни»
  • Проблема нравственного выбора
  • Проблема ответственности за свои поступки
  • Проблема ответственности за судьбу близкого человека
  • Проблема долга, соотношения личного и общественного
  • Проблема нравственных ценностей
  • Проблема памяти

2. Основной конфликт повести

- Трусость, жестокость, индивидуализм, предательство;

          - Долг, совесть, нравственность

3. Настена — жертва безвинная

 Способность к состраданию.

Готовы на самопожертвование во имя человека.

4. Андрей Гуськов - дезертир

 Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на  немецкие пулеметы, и ночные лыжные  рейды,  и  изнуряюще  долгую,  упрямую  охоту  за “языком”.

Он на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война  и  он  увидит всех родных – отца с матерью и Настену.

…был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

- Дышать нечем было – до того захотелось вас увидеть. Оттуда, с фронта, конечно, не побежал бы… Тут показалось вроде рядом.  А где ж рядом? Ехал, ехал… до части скорей доехать. Я ж не с целью побежал. Потом вижу: куда ж ворочаться? На смерть. Лучше здесь помереть. Что теперь говорить! Свинья грязи найдет.

5. Путь нравственного разрушения личности. «Цепочка» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души

Презентация содержит:

  • 19 иллюстраций
  • 4 схемы.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ. В.РАСПУТИН "ЖИВИ И ПОМНИ". "ПОВЕСТЬ О СВЯЗИ ЛИЧНОЙ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ И СУДЬБЫ РОДИНЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКА КРЫМ  «ЖИВИ И ПОМНИ» - ПОВЕСТЬ О СВЯЗИ ЛИЧНОЙ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ И СУДЬБЫ РОДИНЫ Автор презентации учитель высшей категории, учитель-методист МБОУ «СОШ №40» город Симферополь Республика Крым Егорова О.И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

«ЖИВИ И ПОМНИ» - ПОВЕСТЬ О СВЯЗИ ЛИЧНОЙ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ И СУДЬБЫ РОДИНЫ

Автор презентации

учитель высшей категории, учитель-методист МБОУ «СОШ №40» город Симферополь Республика Крым

Егорова О.И.

 «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».  В.Астафьев  21.10.16

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

В.Астафьев

21.10.16

Задачи урока  Образовательные: 1. Повысить уровень восприятия художественного текста. 2. Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон. Развивающие: 1. Воспитать вдумчивого читателя. 2. Развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку. 3. Обогащать учащихся народной мудростью. Воспитательные : 1. Помочь услышать нравственное звучание повести 2. Воспитывать чувство ответственности за содеянное 21.10.16

Задачи урока

Образовательные:

1. Повысить уровень восприятия художественного текста.

2. Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон.

Развивающие:

1. Воспитать вдумчивого читателя.

2. Развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку.

3. Обогащать учащихся народной мудростью.

Воспитательные :

1. Помочь услышать нравственное звучание повести

2. Воспитывать чувство ответственности за содеянное

21.10.16

Проблематика повести  «Живи и помни»  Проблема нравственного выбора Проблема ответственности за свои поступки Проблема ответственности за судьбу близкого человека  Проблема долга, соотношения личного и общественного Проблема нравственных ценностей  Проблема памяти   21.10.16

Проблематика повести «Живи и помни»

  • Проблема нравственного выбора
  • Проблема ответственности за свои поступки
  • Проблема ответственности за судьбу близкого человека
  • Проблема долга, соотношения личного и общественного
  • Проблема нравственных ценностей
  • Проблема памяти

21.10.16

Основной конфликт повести  21.10.16

Основной конфликт повести

21.10.16

Зима на 45-й, последний военный год, простояла сиротской, но крещенские морозы своё взяли, отстучали за сорок…  21.10.16 http://aida.ucoz.ru

Зима на 45-й, последний военный год, простояла сиротской, но крещенские морозы своё взяли, отстучали за сорок…

21.10.16

http://aida.ucoz.ru

В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, исчез хороший, плотницкий топор Михеича. Топор- символ зла, смерти, рока .

В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, исчез хороший, плотницкий топор Михеича.

Топор- символ зла, смерти, рока .

 Ёкнуло сердце у Настёны…Она чуть не задохнулась от этой мысли. Днём возила солому и всякий раз посматривала, как заворожённая, на баню снова и снова. 21.10.16 http://aida.ucoz.ru

Ёкнуло сердце у Настёны…Она чуть не задохнулась от этой мысли. Днём возила солому и всякий раз посматривала, как заворожённая, на баню снова и снова.

21.10.16

http://aida.ucoz.ru

 Укрылся Андрей в старом зимовье, расшурудил печку и впервые за много волчьих дней согрелся. Сюда мало кто и раньше заглядывал, а сейчас и подавно никто не полезет. 21.10.16 http://aida.ucoz.ru

Укрылся Андрей в старом зимовье, расшурудил печку и впервые за много волчьих дней согрелся. Сюда мало кто и раньше заглядывал, а сейчас и подавно никто не полезет.

21.10.16

http://aida.ucoz.ru

Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать.    Как же этот человек, честно защищавший от врагов родину, заслуживший уважение товарищей, решился на поступок, презираемый всеми?

Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать.

Как же этот человек, честно защищавший от врагов родину, заслуживший уважение товарищей, решился на поступок, презираемый всеми?

Само - изоляция Само - сохранение Со - чувствие Со - страдание Андрей Настена  Само - переживание Само - довольство Я Я 21.10.16

Само - изоляция

Само - сохранение

Со - чувствие

Со - страдание

Андрей

Настена

Само - переживание

Само - довольство

Я

Я

21.10.16

 Настена — жертва безвинная - способна пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив, но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым; - боль ее усиливает возможное осуждение односельчан. - готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание — все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие

Настена — жертва безвинная

- способна пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив, но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым; - боль ее усиливает возможное осуждение односельчан. - готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание — все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие

Какими жестокими ситуациями испытывает героев автор?    Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок. Слишком большое желание иметь детей – несвоевременная беременность Настены.

Какими жестокими ситуациями испытывает героев автор?

Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок.

Слишком большое желание иметь детей – несвоевременная беременность Настены.

Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?    Ей приходится скрываться от людей. Она делает все, чтобы спасти его. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. 21.10.16

Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Ей приходится скрываться от людей. Она делает все, чтобы спасти его. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

21.10.16

 И никому, даже подруге Надьке, даже родителям Андрея, Настена не может объяснить, что она ничем не замарала своего достоинства

И никому, даже подруге Надьке, даже родителям Андрея, Настена не может объяснить, что она ничем не замарала своего достоинства

Он здесь, Настёна. Не отказывайся, я знаю.  Я ить отец ему. Дай один только и последний раз увидаться - Не ври, Настёна. Кому ты врешь? Я с тобой по – хорошему хотел. Это ж от него пузо-то твоё! От кого ещё? Будто я тебя не знаю. Будто не знаю, какая ты есть. Это ты старухе, бабам сказки рассказывай, а не мне. И ружьё ты ему унесла, и много чего стаскала. От оно, доказательство – то. Куды ты его денешь? Куды? – я тебя спрашиваю, Настёна.

Он здесь, Настёна. Не отказывайся, я знаю. Я ить отец ему. Дай один только и последний раз увидаться

- Не ври, Настёна. Кому ты врешь? Я с тобой по – хорошему хотел. Это ж от него пузо-то твоё! От кого ещё? Будто я тебя не знаю. Будто не знаю, какая ты есть. Это ты старухе, бабам сказки рассказывай, а не мне. И ружьё ты ему унесла, и много чего стаскала. От оно, доказательство – то. Куды ты его денешь? Куды? – я тебя спрашиваю, Настёна.

Путь нравственного разрушения личности    работящий парень  послушный сын надежный муж на фронте за чужие спины не прятался жестокость и садизм- эпизод «убийство теленка» вой по-волчьи: пригодится добрых людей пугать Как всякого хищника его ждет возмездие: облава.  Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? 21.10.16

Путь нравственного разрушения личности

работящий парень

послушный сын

надежный муж

на фронте за чужие спины не прятался

жестокость и садизм- эпизод «убийство теленка»

вой по-волчьи: пригодится добрых людей пугать

  • Как всякого хищника его ждет возмездие: облава.
  • Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?

21.10.16

Путь нравственного разрушения личности     «Цепочка» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения: страх предательство преступление нравств. деградация гибель души 21.10.16

Путь нравственного разрушения личности

«Цепочка» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

страх

предательство

преступление

нравств. деградация

гибель души

21.10.16

Схема сюжета повести «Живи и помни»  11 воспоминания о детстве воспоминания о детстве 12 10 13 Ребенок, сон Ребенок, сон 14 9 Возвращение Максима 15 Убийство теленка 8 Убийство козули 16 Закончилась война 7 17 6 18 Дорога к Андрею 5 Дорога к Андрею Последняя встреча 19 4 20 3 Первая встреча 21 2 22 1 Зачем автор так выстроил повесть? Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей 21.10.16

Схема сюжета повести «Живи и помни»

11

воспоминания о детстве

воспоминания о детстве

12

10

13

Ребенок, сон

Ребенок, сон

14

9

Возвращение Максима

15

Убийство теленка

8

Убийство козули

16

Закончилась война

7

17

6

18

Дорога к Андрею

5

Дорога к Андрею

Последняя встреча

19

4

20

3

Первая встреча

21

2

22

1

Зачем автор так выстроил повесть?

Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей

21.10.16

Одиночество даже среди людей.  Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…    Две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Что чувствовала Настена, находясь среди людей?  Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Одиночество даже среди людей. Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…

Две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Что чувствовала Настена, находясь среди людей?

Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно. Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда? Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить …  Из повести “Живи и помни”

Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо.

Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно.

Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?

Стыдно жить…

Страшно жить…

Незачем жить

Из повести “Живи и помни”

Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в нём струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким ещё решаться!  - Настёна, не смей! Настё-ё-о-на!.. последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду.

Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в нём струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким ещё решаться!

- Настёна, не смей! Настё-ё-о-на!.. последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду.

… Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну. … Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну. - Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему предпочитает гибнуть ? Ведь она ждет “новую жизнь”?  (Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.) - Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? Как вы думаете, решись Андрей на поступок: выйди он к людям, простили бы его? (Настену прощают и его бы простили)     21.10.16 http://aida.ucoz.ru

Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну.

… Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну.

- Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему предпочитает гибнуть ? Ведь она ждет “новую жизнь”? (Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.)

- Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

  • Как вы думаете, решись Андрей на поступок: выйди он к людям, простили бы его? (Настену прощают и его бы простили)

21.10.16

http://aida.ucoz.ru

За повесть «Живи и помни» Валентин Распутин удостоен Государственной премии СССР  Домашнее задание : написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек...»   21.10.16

За повесть «Живи и помни» Валентин Распутин удостоен Государственной премии СССР

Домашнее задание : написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек...»

21.10.16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ