ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– выяснить качество усвоения учащимися изученного учебного материала;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– выяснить, как идёт формирование учебной деятельности;
– проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения
Систематически проводимая педагогическая диагностика, постоянное
обращение к ее результатам позволяют учителю знать, над чем и в каком
направлении нужно работать с каждым учеником.
Обладая реальным инструментарием для определения как динамики
усвоения учащимися класса знаний, умений и навыков, так и динамики
их продвижения в учебной деятельности, в математическом и языковом
развитии, учитель не действует наугад, выбор дифференцированных
заданий для каждого ученика не носит случайного характера, обусловлен
реальными знаниями ребенка, особенностями восприятия им учебной
задачи, его мыслительными особенностями.
Педагогическая диагностика.
Русский язык 4 класс (начало учебного года)
Отметь правильные утверждения.
Подчеркни слова, которые доказывают твой выбор.
Если можешь, запиши свои примеры.
- В слове может быть нулевое окончание
стена, лес, кино, болото, шарф _____________________
- В слове может не быть окончания
городок, ручей, пальто, дно, кенгуру ________________
- В слове может не быть приставки
пень, полёт, ключик, выход ________________________
- В слове может не быть корня
поход, лётчик, клюв, мяукать, льдина _______________
Цель : проверить усвоение знаний о морфемном составе слова, о корне как обязательной части слова; умение находить правильные утверждения; находить слова, доказывающие правильность утверждения; активизировать собственный словарный запас и подбирать слова для доказательства утверждения; находить несколько правильных ответов.
Оценка выполнения
0 баллов – при выполнении задания допущена грубая ошибка – четвёртое утверждение отмечено как правильное.
1 балл - четвёртое утверждение не отмечено как правильное; из первых трёх как правильные отмечены одно-три утверждения, подчёркнуты отдельные слова, одно-два слова дописаны, приэтом допущены ошибки.
2 балла – задание выполнено правильно более, чем на 50%; в в первых трёх случаях одно или оба слова подчёркнуты правильно, дописаны один-два своих примера, четвёртое утверждение не отмечено как правильное. Рядом с ним нет подчёркнутых и дописанных слов; или первые три утверждения отмечены как правильные. Слова подчёркнуты верно; свои примеры не приведены, четвёртое утверждение не отмечено как правильное, рядом с ним нет подчёркнутых и дописанных слов.
3 балла – задание выполнено правильно; первые три утверждения отмечены как правильные, в первом случае подчёркнуты слова лес, шарф , дописано слово с нулевым окончанием; во втором – слова пальто, кенгуру , дописано неизменяемое слово; в третьем – слова пень, ключик , дописано слово без приставки; четвёртое утверждение не отмечено как правильное, рядом с ним нет подчёркнутых и дописанных слов.
Характеристика выполнения
0 баллов – учащийся не знает функций корня слова и его обязательности в составе слова.
1 балл – учащийся знает о корне как главной и обязательной части слова, но при этом испытывает проблемы с разбором слова по составу. Это мешает ему находить все слова, доказывающие выбранное утверждение; подбирать свои примеры. Учащийся не всегда различает слова с нулевым окончанием и слова без окончания.
2 балла – учащийся знает о корне как главной и обязательной части слова: умеет разбирать слова по составу; находить среди предложенных слов те, которые доказывают выбранное утверждение. При этом учащийся испытывает трудности при подборе собственных примеров.
3 балла – учащийся знает о морфемном составе слова, о корне как обязательной части слова; владеет умением находить правильные утверждения; находить слова, доказывающие правильность утверждения4 активизировать собственный словарный запас и подбирать свои примеры4 находить несколько правильных ответов.
Дифференциация по объёму
Дифференциация по выбору
Соотнеси слово со схемой
Полковой
Покупки
Поезда
Пони
Выбери правильное утверждение
- Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания
- Слово может состоять из приставки и суффикса
- Слово может состоять из корня, суффикса и окончания.
Какие части слова, кроме корня, есть в слове подруга ?
- Приставка и окончание
- Суффикс и окончание
Примеры некоторых дидактических игр по изучению морфемного состава слова.
- Игра «Найди ошибку ». Найди неверные разборы слов по составу. Исправь ошибку.
- Игра «Третий лишний». Найди в каждой строчке лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
дом, кино, ученик, стол
пальто, шоссе, брат, эскимо
3. Игра «Словесный конструктор» (составить слова из данных морфем)
4. Игра «Кто больше?» Учитель называет корень, учащиеся образовывают новые слова при помощи приставок и суффиксов, написанных на карточках-помощницах .
Спасибо за внимание