СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Здоровье-сберегающие технологии в учебном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отражены цели и задачи современной школы, высказывания гуманистов и педагогов, критерии организации урока, виды гимнастики здоровья-сбережения, дан психолого-педагогический портрет выпускника школы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Здоровье-сберегающие технологии в учебном процессе"»

МБОУ  Романенкинская  школа   Презентация «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»    Ширина Галина Антоновна  Учитель начальных классов  1 квалификационной  категории  2013г.

МБОУ Романенкинская школа Презентация «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе» Ширина Галина Антоновна Учитель начальных классов 1 квалификационной категории 2013г.

Наше будущее – это наши дети. В условиях современной социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Наше будущее – это наши дети.

  • В условиях современной социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё Шопенгауэр говорил:

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

  « Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его здоровым». Гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо.   Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интеллектуальных знаний общеобразовательного цикла, но и умениями, знаниями и навыками здоровьясбережения.

  • « Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его здоровым». Гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интеллектуальных знаний общеобразовательного цикла, но и умениями, знаниями и навыками здоровьясбережения.

«Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет». Бертран Рассел Здоровье – бесценный дар, который даёт человеку природа. Надо помочь ребёнку обрести себя, сформировать у ученика основы здорового образа жизни, использовать их в повседневной жизни для сохранения здоровья за период обучения в школе, создать условия для раскрытия творческих способностей детей.

«Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет». Бертран Рассел

  • Здоровье – бесценный дар, который даёт человеку природа. Надо помочь ребёнку обрести себя, сформировать у ученика основы здорового образа жизни, использовать их в повседневной жизни для сохранения здоровья за период обучения в школе, создать условия для раскрытия творческих способностей детей.
Здоровье  – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. ( по определению Всемирной организации здравоохранения)
  • Здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. ( по определению Всемирной организации здравоохранения)
Здоровье человека зависит: На 50% - от образа жизни На 25% - от окружающей среды (экологии) На 15% - от наследственности На 10% - от возможностей медицины «В вашем распоряжении 9 врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании 100%-го здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум.» (П.С.Брегг)

Здоровье человека зависит:

  • На 50% - от образа жизни
  • На 25% - от окружающей среды (экологии)
  • На 15% - от наследственности
  • На 10% - от возможностей медицины

«В вашем распоряжении 9 врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании 100%-го здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум.» (П.С.Брегг)

Здоровье можно считать нормой, если… Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья ) Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение ) Имеет хороший уровень самообучаемости (интеллект ) Честен, самокритичен ( нравственное здоровье ) Коммуникабелен ( социальное здоровье ) Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья)

Здоровье можно считать нормой, если…

  • Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья )
  • Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение )
  • Имеет хороший уровень самообучаемости

(интеллект )

  • Честен, самокритичен ( нравственное здоровье )
  • Коммуникабелен ( социальное здоровье )
  • Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: 1) УЧЁБА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ; игровая технология 2)ЧАСТАЯ СМЕНА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; технология дифференцированного обучения 3) ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ; технология коллективного взаимообучения 4) ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК; 5) УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ; личностно – ориент. обуч. 6)УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ( НАПРАВЛЕННЫЕ НА осознанный выбор здорового образа жизни );  * ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

  • САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

1) УЧЁБА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ; игровая технология

2)ЧАСТАЯ СМЕНА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; технология дифференцированного обучения

3) ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ; технология коллективного взаимообучения

4) ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК;

5) УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ; личностно – ориент. обуч. 6)УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ( НАПРАВЛЕННЫЕ НА осознанный выбор здорового образа жизни );

* ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

Здоровьесберегающий урок должен:  Воспитывать; Стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; Учить их ощущать радость от прожитого дня; Показывать им, что жизнь- это прекрасно; Вызывать у них позитивную самооценку.

Здоровьесберегающий урок должен:

  • Воспитывать;
  • Стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
  • Учить их ощущать радость от прожитого дня;
  • Показывать им, что жизнь- это прекрасно;
  • Вызывать у них позитивную самооценку.
Урок с точки зрения сохранения здоровья. Здоровьесберегающие педагогические методики : культура общения, атмосфера доброжелательности; оптимистическое прогнозирование; создание ситуации успеха; эмпатия;свобода выбора способов получения и переработки информации; эргономика. Эколого-гигиеническое сопровождение: санитарно-гигиеническое состояние кабинета, санитарно-гигиенические требования к учащимся. Оздоровительные мероприятия: снятие психомоторного и психоэмоционального напряжения, учёт функционального состояния.

Урок с точки зрения сохранения здоровья.

  • Здоровьесберегающие педагогические методики : культура общения, атмосфера доброжелательности; оптимистическое прогнозирование; создание ситуации успеха; эмпатия;свобода выбора способов получения и переработки информации; эргономика.
  • Эколого-гигиеническое сопровождение: санитарно-гигиеническое состояние кабинета, санитарно-гигиенические требования к учащимся.
  • Оздоровительные мероприятия: снятие психомоторного и психоэмоционального напряжения, учёт функционального состояния.
 « Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».  В.А. Сухомлинский

« Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А. Сухомлинский

Основные критерии рациональной организации урока ( по Н.К.Смирнову ) Число видов учебной деятельности 4 – 7 рационально Средняя продолжительность различных видов деятельности Не более 10 минут Частота чередования видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 – 10 мин. Место и длительность применения ТСО В соотв. с гигиеническими нормами. Чередование позы. ( учитель следит) В соответствии с видом работы. Физкультминутки. 2 за урок, из 2-3 упр. Психологический климат. Преобладают положительные эмоции. Момент наступления утомляемости учащихся. Не ранее чем через 40 минут.

Основные критерии рациональной организации урока ( по Н.К.Смирнову )

Число видов учебной деятельности

4 – 7 рационально

Средняя продолжительность различных видов деятельности

Не более 10 минут

Частота чередования видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Место и длительность применения ТСО

В соотв. с гигиеническими нормами.

Чередование позы. ( учитель следит)

В соответствии с видом работы.

Физкультминутки.

2 за урок, из 2-3 упр.

Психологический климат.

Преобладают положительные эмоции.

Момент наступления утомляемости учащихся.

Не ранее чем через 40 минут.

Здоровьесбережение Зрительная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Двигательная релаксия. Точечный массаж. Релаксация. Бассейн.

Здоровьесбережение

  • Зрительная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Двигательная релаксия.
  • Точечный массаж.
  • Релаксация.
  • Бассейн.
Зрительная гимнастика. 38 – 50% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Одним из факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Цели: 1) профилактика возникновения и развитие близорукости; 2) расширение пространственной активности глаз в ходе занятий. Виды упражнений: * работа с офтальмотренажёром; * гимнастика для глаз; * игры. Гимнастика для глаз помогает: снять физическую и психоэмоциональную напряжённость, тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет глазные мышцы, развивает зрительную координацию, зоркость и внимание, улучшает зрение.

Зрительная гимнастика.

  • 38 – 50% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Одним из факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.
  • Цели: 1) профилактика возникновения и развитие близорукости; 2) расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.
  • Виды упражнений: * работа с офтальмотренажёром; * гимнастика для глаз; * игры.
  • Гимнастика для глаз помогает: снять физическую и психоэмоциональную напряжённость, тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет глазные мышцы, развивает зрительную координацию, зоркость и внимание, улучшает зрение.
Пальчиковая гимнастика. «Рука является вышедшим наружу мозгом» (И. Кант) Задачи : -стимуляция развития речи;- профилактика нарушения зрения; -расширение пространственной активности глаз.

Пальчиковая гимнастика.

«Рука является вышедшим наружу мозгом» (И. Кант)

Задачи : -стимуляция развития речи;- профилактика нарушения зрения; -расширение пространственной активности глаз.

Дыхательная гимнастика Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм недостаточно хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни наше дыхание поверхностно, глубокие вдохи и выдохи чаще всего мы делаем лишь, находясь в состоянии эмоционального напряжения. Цели: 1) повышение уровня активации, энергосбережения и статокинетического баланса психических процессов; 2) помочь справиться организму с растущим общим утомлением

Дыхательная гимнастика

  • Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм недостаточно хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни наше дыхание поверхностно, глубокие вдохи и выдохи чаще всего мы делаем лишь, находясь в состоянии эмоционального напряжения.
  • Цели: 1) повышение уровня активации, энергосбережения и статокинетического баланса психических процессов; 2) помочь справиться организму с растущим общим утомлением
Двигательная релаксия. Цели: * предупредить нарушение осанки; * снять напряжение с поясничного отдела позвоночника; * восстановить эмоционально-положительный настрой. Виды упражнений : - физкультминутки;- ритмические упражнения под музыку; - упражнения с использованием речетатива; -игры на внимание; - эмоциональные упражнения ( клоуны )

Двигательная релаксия.

Цели: * предупредить нарушение осанки; * снять напряжение с поясничного отдела позвоночника; * восстановить эмоционально-положительный настрой.

Виды упражнений : - физкультминутки;- ритмические упражнения под музыку; - упражнения с использованием речетатива; -игры на внимание; - эмоциональные упражнения ( клоуны )

Точечный массаж

Точечный массаж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. « Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». ( Гиппократ )  Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости.  Хочешь быть счастлив неделю – женись.  Хочешь быть счастлив месяц – купи машину.  Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

« Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». ( Гиппократ )

Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости.

Хочешь быть счастлив неделю – женись.

Хочешь быть счастлив месяц – купи машину.

Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!

Рефлексия по методике «Пяти пальцев» (идея бизнес – тренера Бодо Шеффера ) Мизинец – «мыслю». Какой опыт мы сегодня получили, что нового узнали? Безымянный – «близкие». Что сделал для родных своими руками, нарисовал, …? Средний – «состояние души». Каким было сегодня наше настроение»? Указательный – «услуги». Помог ли кому – нибудь, сделал ли приятное другу, товарищу, …? Большой – « физическая бодрость». Вспоминаем, в какие подвижные игры играли, кто оказался быстрым и ловким?

Рефлексия по методике «Пяти пальцев» (идея бизнес – тренера Бодо Шеффера )

  • Мизинец – «мыслю». Какой опыт мы сегодня получили, что нового узнали?
  • Безымянный – «близкие». Что сделал для родных своими руками, нарисовал, …?
  • Средний – «состояние души». Каким было сегодня наше настроение»?
  • Указательный – «услуги». Помог ли кому – нибудь, сделал ли приятное другу, товарищу, …?
  • Большой – « физическая бодрость». Вспоминаем, в какие подвижные игры играли, кто оказался быстрым и ловким?
Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы Эмоциональный, волевой, усидчивый, интеллектуальный, трудолюбивый, внимательный ( умеющий слушать и слышать); с развитой речью, мышлением, с умением чувствовать окружающий мир,  рефлексивный (умеющий ощущать себя),  обладающий чувством самоконтроля и  самостоятельности.

Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы

  • Эмоциональный, волевой, усидчивый, интеллектуальный, трудолюбивый, внимательный ( умеющий слушать и слышать); с развитой речью, мышлением, с умением чувствовать окружающий мир,

рефлексивный (умеющий ощущать себя),

обладающий чувством самоконтроля и

самостоятельности.