"Приёмы работ со слабоуспевающими учениками на уроках математики на этапе устных работ"
Учитель математики Лепетухина Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа №106 города Донецка"
Цель мастер - класса – предложить учителям простые и ясные рекомендации, позволяющие поддерживать на уроке учеников, которых принято называть «слабыми», т.е. детей с учебными проблемами, низким темпом обучения, проблемами поведения и отсутствием интереса к учебе.
Задачи:
- развитие групповых, индивидуальных форм деятельности;
- формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету;
-расширение кругозора учащихся, их любознательности;
- развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих учащихся в работе класса на уроках математики.
Одна из актуальных проблем современной школы – преодоление школьной неуспеваемости, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Практика работы почти любого учителя показывает, что состав учащихся обычного класса обычной общеобразовательной школы очень неоднородный. И это нормально. Мы все люди и все мы разные. С разным развитием, восприятием, памятью, мышлением и т.д. Есть ученики, которые схватывают учебный материал очень легко, буквально на лету. И есть ученики, которым этот же самый материал даётся с большим трудом. И таких детей достаточно много. Среди них есть и такие, которые проявляют активное нежелание учиться.
Общеизвестно, что устная работа должна присутствовать на каждом этапе урока, способствуя в совокупности с другими формами организации учебной деятельности, достижению определённых дидактических целей. Устные задачи должны быть по возможности связаны с практическими, жизненными вопросами, отличаться легкостью построения, ясностью и конкретностью содержания.
Приёмы работ со слабоуспевающими учениками:
"Работа в парах"
"Виды углов" ( математика 5 класс)
Один ученик называет величину угла, другой угадывает
"Работа в парах" ( геометрия 7 класс)
| Сумма смежных углов равна 1800 |
Один ученик называет величину одного угла, другой отгадывает величину другого
Например : 1 ученик называет угол 40°, другой должен назвать смежный данному углу угол 140°
“Разрезные” теоремы.
Карточка №1. ( алгебра 8 класс)
А)Чтобы перемножить степени с одинаковыми основаниями | 1)надо основание оставить тем же, а из показателя делимого вычесть показатель делителя. | (an)m =anm |
Б)Чтобы выполнить деление степеней с одинаковыми основаниями | 2) надо основание оставить тем же, а показатели степеней сложить. | : = |
B)Степенью числа а, где а ≠ 0, с нулевым показателем называется выражение | 3) 1 | * = |
Г) При возведении степени в степень | 4)основание степени остаётся без изменения, а показатели степеней перемножаются. | = 1 |
Карточка №2. ( геометрия 7 класс)
А) биссектриса угла треугольника | 1) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны |
Б) высота треугольника | 2) луч, проведённый из вершины треугольника и делящий угол пополам |
B)медиана треугольника | 3) перпендикуляр из вершины треугольника к противоположной стороне |
«Соревнования между рядами» ( можно в любом классе ).
Учитель задает вопросы. Учащиеся по очереди отвечают .За каждый правильный ответ учащиеся рисуют вертикальную или горизонтальную черту. Кто нарисует замыкающую черту в квадрате, вписывает свою букву. В конце идет подсчет. Побеждает тот, у кого больше заполненных квадратов.
“Карточки с образцами решения” ( геометрия 9 класс)
Карточка №1.
Образец решения задачи: Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см. Решение: S=ab Пусть а=3см, b=7см, тогда S=3* 7=21 (см2). Ответ: S=21 см2. | Решить задачу по образцу: Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 10см и 17см. Решение: |
Карточка №2.
Найти площадь треугольника, если к его стороне длиной 3см проведена высота, равная 7см. Образец решения задачи: S=1/2ah S=1/2*3*7=10,5 (см2). Ответ: S=10,5 см2. | Решить задачу по образцу: Найти площадь треугольника с длинами стороны 11см и проведенной к ней высоты, равной 18см. Решение: |
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.