СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы над качествами чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные приёмы можно использовать на уроках литературного чтения при работе со стихотворениями. Автор: Медведёрова Татьяна Викторовна.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы над качествами чтения»

Особенности работы над качествами навыка чтения.

Автор: Медведёрова Татьяна Викторовна

Приемы формирования правильности и беглости чтения первоклассников.

1 . Чтение цепочек слов с похожим буквенным составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чтение слогов по столбикам. Составление слов с последующем чтением.

Книга "Учусь читать" О.В. Джежелей, А.А. Емец

3. Чтение цепочки слов с выделенной общей частью облегчает прочтение многосложного слова

5. Чтение цепочки слогов на время

4.  Фотоглаз.

Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Приемы формирования правильности и беглости чтения у учащихся 2-4 классов

1. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает текст и заменяет некоторые слова, ученики ищут эту замену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Учебник для 2 класса. Литературно чтение. О.В. Кубасова

 

2. Чтение строчек наоборот по буквам.

 

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.

окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.

 

 

3 . Чтение скороговорок с разным темпом. (2 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово (дети читают слова, при этом глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).

сок

носки

сам

Света

место

каток

кукла

магазин

ива

кресло

клетка

кукла

рак

5.  Для тренировки беглости чтения в учебниках приводятся ритмичные стихи.

Учебник для 2 класса. Литературное чтение . Климанова Л.Ф.

6. Чтение «пирамидок». Прочитайте чётко, убыстряя темп.

   7. Чтение «цепочка». (По одному слову, предложению, абзацу) (3-4 класс)

В тексте выделяются слова. Н-р: Маша пошла в лес за ягодами. Один ребёнок читает выделенное слово, а другой следующее. После отработки такого чтения даём текст другого образца.

Н-р: Маша пошла в лес. А потом читаем текст без выделений.

Барсуки

Светило яркое солнышко.Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

 

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога. 

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом

 

                                                                 Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

 

 

 

1. Приемы обучения сознательному чтению в первом классе.

 

1. Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

2. Названия игрушек спрятались. Найди и подчеркни их.

3. В начало слова или его конец  добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

РОЗА    Г     ПАР       К

ВОЛ      К     УТКА  Ш

ОСЫ      К     СТОЛ   Б

4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:




 




БАЛ         РАК

ПРИЗ      КОТ

ВОЗ         ГЛАС

БОЙ        РОТ

КОН        ВОЙ

БАНК      КОН

5. «Вкусные слова».

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва      бублики        чай            лимон

вафли     виноград     вишня      мандарины



3. Приемы работы над выразительностью чтения в первом классе

Упражнения для развития интонационной выразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тон и сила голоса

1. Прочитай выразительно

2. Лесенка

Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры учитель ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнею ступеньку прыгнула собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав–ав–ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу–мяу–мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку–ка–ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)

 

 

 



4 .«Гудок» — подражание гудку поезда:
У — громко; 
у — тихо. 
уУ — переход от тихого к громкому произношению без паузы. 
Уу — переход от громкого к тихому произношению без паузы. 

УУУ — громко, в одной тональности, не меняя силы звучания.

5.  Эхо

Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с педагогом гласные звуки (а, о. у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

 

Ударение

1. Покажи ударный слог. Отхлопай ритм и скажи.

Та́та тата́ та́тата тата́та татата́

2. Задача, реализуемая при работе со слогами- это отработка ударения. В работе можно использовать хлопки. Удар ладонями сильнее на том слоге, где стоит ударение, дети так же выделяют ударный слог.

ра ра́ ра ла́ ла ла

ро ро ро́ ло ло́ ло

ру́ ру ру лу лу лу́

 

3. Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?

КРУЖки – кружКИ, ЗАМки – замКИ

Цель: упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за места ударения в слове.

4. «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.

5. «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Ритм и темп речи

 

1. "Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята (быстрый темп).

 

2. Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

3. «Повтори ритм»

Цель: развивать чувство ритма.

Описание. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

4. «Осенние листья»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Паузы

2.  Со второго полугодия первого класса обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//).
Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическое ударение

1. Возьмем фразу из букваря. «Мама мыла Машу».

Произнести её можно с логическим ударением (т.е. выделяя при произношении) на любом слове.

МАМА мыла Машу. (Мыла именно мама, а не кто-то другой).

Мама МЫЛА Машу. (Мама именно мыла, не купала, не била, не ругала, а мыла).

Мама мыла МАШУ. (А не Колю, не Васю).

2. Прочитай. Выделенные слова говори громче.

Этот знак дорожный

Знают все на свете.

Он зовет, он просит:

«Осторожно – дети!»

 

3. Чтение с ударением на выделенных словах.

Детям предлагается прочитать предложения, интонационно выделяя выделенные слова.

У меня есть красивая кукла.

У меня есть красивая кукла.

У меня есть красивая кукла.

У меня есть красивая кукла.

   После прочтения, задается вопрос: как меняется смысл предложения в зависимости от постановки ударения в нем? Выполнение данного упражнение способствует формированию умения правильно ставить логические ударения и интонационно грамотно доносить информацию до слушателя.

Мелодика тона

1. Дана строчка из стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет». Обучающимся предлагается озвучить эту строку несколько раз и при этом выделять интонацией каждое слово по очереди в предложении.

Наша Таня громко плачет. 

Наша Таня громко плачет. 

Наша Таня громко плачет. 

Наша Таня громко плачет.

 

2. Составь схему.

Учитель произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько сигнальных карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

«Кто хозяин?» (По В. Осеевой.)

У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.



4. Приемы работы над выразительностью чтения во 2-4 классах

Упражнения для постановки правильного дыхания:

1) «Праздничный торт». Сесть, плечи расслабить. Сделать глубокий вдох

носом, постараться задуть короткими и отрывистыми выдохами как можно

больше свечей на воображаемом праздничном торте. Необходимо следить, чтобы

в процессе выдоха учащиеся не добирали воздух;

2) «Проколотый мяч». Учитель предлагает учащимся представить, что у

них на уровне груди большой резиновый мяч, и он проколот. Если на него

нажимать, слышно, как выходит воздух. Дети нажимают на «мяч» ладонями легко

и без усилий, и параллельно с этим имитируют звук «сссс…». Выдох должен быть

плавным, энергичным, не ослабевающим к концу;

3) «Звукоподражание». С помощью данного упражнения тренируют различные виды выдыхания. Учащимся необходимо вспомнить и воспроизвести различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, стрекот сороки, рокот мотора, звук звонка и т.д.;

Упражнения для развития голоса учащихся:

1) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель сообщает ученикам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: нужно, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

2) Для того чтобы варьировать силу голоса, можно выполнить такое задание.

Ученикам предлагается прочитать отрывок из «Казачьей колыбельной» М. Ю.  Лермонтова,    как бы укачивая засыпающего ребёнка, постепенно затихая, но не шепотом.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

 

Не очень громко

 

Тише

 

Ещё тише

 

Тихо (но не шепотом)

 

Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением её смысла:

 На доске записано предложение: «Ты сегодня ходил в кино?». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нём.

Ты сегодня ходил в кино? (а не кто-либо другой?)

Ты сегодня ходил в кино? (а не завтра, не послезавтра)

Ты сегодня ходил в кино? (придёте или нет?)

Ты сегодня ходил в кино? (а не в кофе, не в парк?);

Упражнения для развития умения определять паузы:

Учитель выразительно читает пословицы. Ученики внимательно следят и окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. Затем учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы.

1 Доброе братство | лучше богатства.

2 Один в поле | не воин.

3 Согласье | крепче каменных стен.

4 Одна пчела | не много мёду натаскает.

Упражнения для развития интонационной выразительности.

Примеры заданий:

1. Прочитайте текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, ласку) в зависимости от текста литературного произведения.

2 . Учащиеся работают в парах. Предлагают своему соседу по парте прочитать предложения с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение) и дай оценку:

- Не гони меня кнутом, а гони овсом;

- У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили;

- На горе Арарат растёт крупный виноград.

Упражнения для развития темпа речи.

Детям предлагается прочитать скороговорку определенным темпом: медленно, замедленно, средне, с ускорением, быстро, очень быстро.

Ехал Грека через реку,

видит Грека – в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку – цап.