Доклад:
«Приёмы работы по сохранению здоровья школьников».
(педсовет «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе)
Подготовила учителя
начальных классов
МОУ СОШ № 10
Лабузова Е. В.
Деятельность общеобразовательного учреждения оценивается по трём направлениям. Это, во-первых, качество учебного процесса, во-вторых, воспитанность детей и, в-третьих, здоровье обучающихся.
Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.
Понимая важность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, считаю одним из приоритетных направлений в своей работе организацию воспитательного процесса на здоровьесберегающей основе.
Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, встречи с медсестрой школы, выполнение режима дня, обсуждение необходимости правильного питания. Для этого использую следующие приёмы: беседа, лекция, работа с книгой.
Особое место на классных часах отвожу изучению материалов по превентивному обучению «Полезные привычки». Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. Концепция здоровья, которой придерживались авторы, соответствует концепции Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи». На простых, но научно обоснованных примерах, дети учатся взаимодействовать, настаивать на своём, сопротивляться давлению и говорить «нет». Например, изучая тему «Когда на меня оказывают давление», дети обсуждают ситуацию, когда одна девочка угощает другую пивом. Дети отвечают на вопросы..., знакомятся с советами сомневающемуся человеку... Учитель, подводя итог, подчёркивает, что сопротивление давлению требует умения проверять информацию и аргументы, исходящие от того, кто пытается давить. Дети делают вывод. В данном случае используется ситуативный приём. Задача учащихся понять ситуацию, принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, а так же найти другие возможные варианты.
Затем я обратила внимание на организацию перемен. Не секрет, что большая часть травм в школе приходится как раз на перемены. Значит надо заниматься их проведением. В моём классе все дети разделились на дежурные группы. В каждой группе есть физкультурники, которые не только проводят физкультминутки на уроках, но и организуют игры на переменах. Прежде всего, на классных часах мы обсудили перечень игр, которые можно использовать на переменах, правила по технике безопасности. А затем стали учиться играть. Детям начальной школы очень трудно самим организовать игру, поэтому ведущую роль здесь занимает учитель. Зато, какое моральное удовлетворение, гордость за очередную педагогическую, пусть маленькую, но победу испытываешь, когда смотришь на играющих детей. Такие перемены дают возможность детям разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за учение. Приём игровых технологий как никакой другой влияет на укрепление здоровья.
Совместно с Куреевой Н. П. мы провели 2 внеклассных мероприятия, способствующих воспитанию культуры здоровья: «Если хочешь быть здоров» и «Курить – здоровью вредить».
Мероприятия были проведены с использованием информационных технологий. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно – художественное представление – всё это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Мероприятия актуальны по теме, так как пробуждают интерес и любовь к физической культуре и спорту, повышают общий культурный уровень, показывают учащимся, как закалять свой характер и приобщают к спорту, доступному данному возрасту.
На мероприятиях применялись игровые технологии, укрепляющие мотивацию на изучение данной темы, которые помогали вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. С большим удовольствием ученики отгадывали загадки о предметах личной гигиены. Пели частушки. Анализировали случай со сказочной Никотинкой, разгадывали ребус «Каким не стать курильщику». Активно включились в дидактическую игру «Что лишнее?».
Павлов говорил: «Человек может жить до ста лет. Мы сами своей беспорядочностью и безобразным отношением к организму сокращаем этот срок». Работая над этой проблемной ситуацией, дети задумываются о том, что мешает человеку прожить до 100 лет.
На мероприятии мы использовали подвижные игры, которые способствовали не только снятию напряжения, но и оказывали благотворное влияние на эмоциональный настрой учащихся, способствовали воспитанию положительных качеств, чувства товарищества, взаимовыручки, честности.
Для снятия напряжения и создания условий для сохранения здоровья были проведены физкультминутки, музыкальные заставки, звучали песни в исполнении детей и учителей.
Снимала напряжение и творческая обстановка и манера общения между детьми и учителями. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.
Чередовались беседа, индивидуальная и групповая работа. В ходе групповой работы уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой - то мере, помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Учителя помогали каждому ребёнку осознать свои способности, создали условия для их развития, способствовали сохранению и укреплению здоровья ученика. Ученики познакомились с историческими данными, с отношением наших предков к курению. Работая с иллюстрациями из книги Полезные привычки», дети учились принимать правильные решения, если рядом курящий человек, относиться
к своему здоровью как ценности, стараться закалять волю, веру в свои силы, развивать ум и сообразительность, смелость и выдержку, доброту и чувство справедливости, все то, что необходимо детскому коллективу.
Считаю, что хорошо дидактически проработанное мероприятие – самое здоровьеориентированное для всех его участников. Здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Таким образом, во время проведения мероприятий были использованы следующие приёмы: беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, проблемная ситуация, ситуативный приём, дидактические игры, практические и учебные приёмы и др.
Детские впечатления были так сильны, что многие на следующий день принесли сочинения о том, что они прочувствовали, что пережили. А 7 апреля в День здоровья, теория получила своё продолжение на практике. Мы провели конкурс рисунков. Приняли участие в «Весёлых стартах». Играли, веселились и создали коллективный творческий проект. Детские работы были напечатаны в газете «Красное знамя».
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе оказывает положительное влияние на физическое, психическое и духовное здоровье ребёнка. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем совершенствовали бы физические способности. Выйдя из школы, ученик был бы всесторонне развитым и здоровым человеком, не потерял бы непосредственную детскую радость к жизни.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе, одно без другого просто невозможно. Оно должно решать эту проблему на всех уровнях, всем миром.