15
Семинар – практикум № 2
Тема:
Расширение семантического поля с использованием пиктограмм.
Приёмы работы по умению находить и называть родственные слова, слова – антонимы, слова – синонимы, объяснять их значение.
Предложить педагогам разделиться на 3 группы.
1 группа. Тема: Родственные слова. Дать определение. Родственные или однокоренные слова - это слова с одним и тем же корнем, в котором заключено общее лексическое значение этих слов ( трава, травяной, травинка, травушка).
Приёмы ознакомления с родственными словами. Игры и упражнение на образование родственных слов. Подберите родственные слова к слову семья - семейный, семейка, по-семейному, семьянин, малосемейка, многосемейный, семейство, бессемейный, семейственность, семейственный, семейка.
2 группа. Тема: Синонимы. Определение. Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, часто одинаковые по своему лексическому значению. Итак, Синонимы отличаются друг от друга:
- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например: самолет – аэроплан, город – град;
-сферой употребления: одно слово общенародное, другое профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное, одно – литературное, другое – жаргонное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса, мальчик – шкет;
- употреблением в разных стилях речи. Например, очи – глаза, разговор – болтовня;
- оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;
- степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически оказать, категорически заявить), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «Отказаться»;
- степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).
Приёмы ознакомления с синонимами. Игры и упражнение на подбор слов синонимов. Подберите слова синонимы к слову напроказить-нашкодничать, напрокудить, нашкодить, набедокурить, созорить, наозорничать, напроказничать, нашалить, спроказить, созорничать.
3 группа. Тема: Антонимы. Определение. Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Приёмы ознакомления с антонимами. Игры и упражнение на образование антонимов. Подберите слова антонимы: балахонистый – тесный, газовать – медлить, равнодушный – отзывчивый, святая – блудница, жадина – щедрый, тайный – явный, открытый, легальный, топорщиться – выпрямляться, мандраж – спокойствие.
Родственные слова
При знакомстве и усвоению родственных слов целесообразно использовать ассоциативную методику.
Речевого материал для работы над родственными словами рекомендуются использовать на занятиях по определенным лексическим темам (т. е. представлять их детям «семьями»): Фрукты. Сад. Осень. Рыбы. Цветы.
Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию «родственные слова». Предлагаемые задания имеют разную степень сложности, они подбираются в зависимости от уровня развития детей.
Эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:
занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной для детей форме;
наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;
упражнения в определении родственных слов в тексте;
упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами.
Ознакомление с родственными словами. Игры и упражнение на образование родственных слов:
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Необходима серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.
Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.
Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно.
Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".
Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
Снег – скопление снежинок.
Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
Снежки – комочки из снега.
Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
Снегурочка – сказочный персонаж из снега.
Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
Что делает мороз?.. (морозит)
На морозе можно уши и нос… (отморозить)
Реки и озёра зимой… (замерзают)
Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
Замороженные продукты потом… (размораживают)
Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)
После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.
беседа – беседка – соседка;
дача – удача – дачник;
космос – космонавт – косматый;
лес – лестница – лесничий;
честный – чесночный – чеснок;
левый – лев – налево;
водичка – водитель – водяной;
рисунок – рис – рисовать;
слеза – слезла – слезинка;
желток – железо – жёлтый;
циркуль – циркач – цирк.
Горе, горный, гора;
Боль, большой, больница;
Водить, вода, водный;
Лес, лесник, лестница;
Море, морщины, морской;
Беседа, беседка, соседка.
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка – Гусеница.
Петя написал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово остальным словам.
А Петя возразил:
– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
Кто же прав? Почему?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
(С.Погореловский.)
Найдите в стихотворении слова-родственники.
а) Сказочное существо, которое живёт в воде;
б) работник водного транспорта;
в) люди, работающие под водой.
Какая общая часть в словах водяной, водник, подводник? (-вод-).
– средство для катания зимой по снегу;
– след, оставляемый лыжами;
– горка для катания на лыжах;
– человек на лыжах;
– девочка на лыжах.
дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.
Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.
Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?(Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»?(Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).
-Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит…(снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою)
На полянки, на лужок
Всё снижается… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом»(тема «Дом и его части»)
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил… (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Пол кустом он сделал… (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко)
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище)
Был он стар и был он сед
И большой был… (домосед)
А за печкой за трубой
Жил у гнома… (домовой)
Очень строгий, деловитый
Аккуратный… (домовитый)
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс… (домой)
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас… (домашний)
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда… (дома)
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … (дом).
Сосны и сосенки – в сосняке,
А ели и ёлочки – в ельнике.
Дубки и дубочки растут в дубняке,
И в нём не найдёшь можжевельника.
У дуба крепкая кора,
Красив листок дубовый.
Дублёнку надевать пора,
К зиме готовясь новой.
Синонимы
Определение. Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему лексическому значению.
Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. В переводе с греческого языка synonymous означает одноименный. Разнообразие оттенков синонимов можно сопоставить с палитрой талантливого художника, богатейшей цветовой гаммой. Чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, тавтологии, употреблению слов без учета оттенков их значения.
Синонимическим рядом называется группа синонимов, состоящая из двух и боле слов. Он может быть образован и из однокоренных слов: забыть – позабыть, обогнать – перегнать. Один из синонимов является главным, основным и в словарях он помещается первым.
Знакомство дошкольников с синонимами начинается в средней группе детского сада. Детей учат подбирать к заданным словам синонимы, составлять с ними предложения, короткие тексты. Старших дошкольников подводят к пониманию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений через приём замены в подборе синонимов к словосочетаниям. Детей учат находить точное слово, оценивающее заданную ситуацию.
Для дошкольников с ОНР характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Основной смысл словарной работы – выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел. Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. Проведение работы над введением в речь синонимических рядов является неотъемлемой частью работы над словарем дошкольников.
При отборе словаря для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:
- частотностью употребления отобранных слов;
- словарным запасом старших дошкольников с ОНР;
- наличием в речи синонимов;
- пониманием отобранных слов;
- необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;
При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.
Приемы работы с синонимами:
Выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к контексту содержания произведения, предложенной ситуации слова;
Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным и чаще употребляющимся в речи словом;
Подбор синонимов к данному слову.
Работа над синонимами эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно.
Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами:
Различать в речи близкие по смыслу слова
Подобрать к данным словам синонимы
Сильная метель – пурга; плохая погода – ненастье. Каким словом называют наступление темноты?
Умение заменять в тексте то или иное слово соответствующим синонимом (замена повторяющегося слова).
Умение самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним (в зависимости от контекста).
Для себя я составила синонимические ряды на каждую лексическую тему и активно использую их в работе.
«Доскажи словечко»
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена!
Антонимы
В дошкольных образовательных учреждениях детей знакомят с антонимами. В дидактических играх и упражнениях старшим дошкольникам предлагают подобрать к предложенному противоположное по смыслу слово, выделить в пословицах противоположные слова, дополнить предложение словом противоположного значения, подобрать антонимы к прилагательным и глаголам. Однако круг антонимов, с которыми знакомятся дети, достаточно узок. Работа со словарём антонимов даёт возможность значительно обогатить речь ребёнка.
Расширение и актуализация словаря антонимов ведётся через подбор антонимов к изолированному слову, продолжение предложения с использованием антонима, составление предложения с парами антонимов. С этой целью возможно использование следующих игр и упражнений:
На наборное полотно выставляются картинки в два ряда. Первый ряд картинок – это вершки, а второй ряд - это корешки. Дети называют слова (вершки), затем к вершкам подбирают корешки. Используются слова: чистый – грязный, больной – здоровый, стоит – идёт, сажают – собирают.
К данным словам придумать слова - «неприятели». Используются слова: большой – маленький, высокий – низкий, полный – пустой, тяжелый – лёгкий, больной – здоровый, светлый – темный, громко – тихо, черный – белый, пушистый – колючий, гладкий – шершавый.
Детям предлагается назвать слова по картинкам, затем сравнить предметы. Используются сравнения:
Грузовик и такси (Что чего больше?).
Слон и медведь (Кто кого тяжелее?).
Заяц и черепаха (Кто бегает быстрее?).
Лошадь и жираф (Кто кого выше?).
К данным словам подобрать слова - «неприятели». Используются предложения: Дерево высокое, а кустик – (какой?) – ….
Слон большой, а мышонок….
Дорога широкая, а тропинка …..
Ночью темно, а днём …..
Продавец продаёт, а покупатель ….
Воспитатель спрашивает, дети ….
Используются слова: старый и новый дом, строят и разрушают. Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам: Новый дом строят, а старый разрушают. Используются слова: летит и ползёт, быстро и медленно. Самолёт летит быстро, а черепаха ползёт медленно.
Многозначность слова.
С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается детское добродушное лукавство).
Проводятся специальные упражнения:
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составьте предложения. Объясните значения (ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идет, льет, летит и пр.);
2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идет строительство. Стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома.
Игра: «Волшебные слова»
Вот слово – ручка. Про что вы подумали. Показываем картинки:
а) дверная ручка,
б) шариковая ручка
в) ручка человека.
– Затем – иголка:
а) швейная игла
б) сосновая игла
в) игла ежа
– Коса, язык.
Используются слова: язычок, ножка, шляпка. Предлагается «распутать» картинку, назвать многозначные слова. Можно дать задание составить предложение с данным словом.
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). (Возможен подбор картинок, название которых употребляются с данным глаголом)
Бежит: кто? (кошка, мальчик…);
что? (вода, река, время….)
Идёт: кто? (мама, собака…)
что? (дождь, снег, время, поезд…)
Растёт: кто? (котёнок, ребёнок…)
что? (роза, куст, дерево…)
По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару - слово, подходящее по значению. Используются слова: зелёный: что? (забор, ягода); звонкий (мяч, смех).
Предлагается добавить общее слово:
Мяч, яблоко – какое?
Снег, лёд – какие?
Фрукты, овощи – какие?
Сахар, мёд – какие?
Собака, кошка – что делают?
Ознакомление со словами-признаками
Познакомимся с человечком по имени Какой?
– Я, КАКОЙ. Зовут меня так. А вот моя полянка. Здесь мои слова. Приходи на мою полянку.
– А какие твои слова?
– Мои слова красивые. Все эти слова-предметы приходят ко мне и просят «Какой цвет, какой вкус, какую величину, какой на ощупь». И я им даю свои слова. (Выставляется схема-подсказка).
– Ну, например, бежит ко мне слово «мяч». Я ему даю слова «голубой, красивый, маленький, резиновый, прыгучий, твёрдый».
У каждого ребёнка на столе лежит картинка. Кто больше всех подберёт к своему слову признаков, тот и выиграл.
Далёкий, холодный, дом, старый.
Больной, озеро, трава, птица.
Грязный, сухой, курица, добрый.
Любимый, кислый, вкусный лимон.
– Подошла Машенька к «Какой» и спрашивает: «Какая любимая игра у твоих слов?».
– Они любят играть в игру «Наоборот». Разбегутся по полянке и ищут друг друга. «Большой» ищет «Маленького», «Холодный – Горячего». Вот и помогите им друг друга найти. (У детей картинка – высокий, широкий, полный и т.д. Они ищут пару).
Подбор слов. «Слово-действие»
Дать понятие слово – действие;
Знакомство со схемой «Действия». Человечек что делает? (подбор глаголов). Когда я буду показывать данную карточку, вы должны подобрать слова, что данный предмет, явление, человек, животное делает.
Хлопнуть надо только на слово – действие: стол, хороший, мыть, часы. круглый, таять, мести, пробовать, кот, прыгать, пушистый. Давать.
–Придумайте слова-действия к вашим картинкам. Кто больше придумает, тот получит фишку.
Пыль, вата, прыгать, гнездо
Скакать, петь, ждать, корова
Несёт, варит, розовый, моет
Чинит, часы, крутит, смотрит.
Рушит – строит
Поднимается – опускается
Работает – отдыхает и т.д. (По картинкам глаголы-антонимы).