СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к программе самообразования педагога «Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и начальной школой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность по созданию портфолио направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ)

Просмотр содержимого документа
«Приложение к программе самообразования педагога «Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и начальной школой»»

МБДОУ «Детский сад № 430»

















ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

«Использование ИКТ

в профессиональной деятельности воспитателя

в рамках введения ФГОС ДО»

«ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ»







воспитателя старшей группы №8

Москвиной Надежды Михайловны









Нижний Новгород

2015



Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников подталкивают педагогов детского сада к активному консультированию и пока еще экспериментальному использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».

План самообразования включает работу по нескольким направлениям:

  • ознакомление с методическим материалом, опытом коллег;

  • знакомство с системой работы по оформлению портфолио в школе;

  • начальное консультирование родителей, коллег; получение обратной информации;

  • практическая работа с портфолио в группе с детьми, создание определенной системы;

  • совместная деятельность педагогов с родителями, а также в рамках: воспитатель-специалист-родители-ребенок



Значимость:

  • деятельность по созданию портфолио направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта

  • это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ)

Срок: с сентября 2015 по апрель 2017 года



























Этапы работы:

1этап. Ознакомительно-подготовительный

Знакомство с метод.литературой, публикациями, индивидуальные консультации.

2 этап. Постановочный

Необходимо определить цель создания портфолио и функциональные обязанности участников образовательного процесса.

3 этап. Поисковый

*сбор информации

Предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

*индивидуальная работа с детьми

Работа с портфолио проводится как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. Необходимо грамотно строить беседу, продумать вопросы ребенку при работе с каждой страничкой.

*взаимодействие с родителями

Важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Первоначально привлечь активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

*консультации с педагогами

В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Стараться преодолевать неготовность участников образовательного процесса к работе с портфолио, к координации деятельности по введению и оформлению портфолио дошкольника.

4 этап. Заключительный

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Обмен опытом с коллегами, в пед.сообществах.

Порядок формирования портфолио:

  • Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения;

  • Период сбора портфолио – старшая - подготовительная группы (4-7 лет);

  • Портфолио ребенка собирается педагогами ДОУ совместно с родителями по результатам информационно-разъяснительной работы с ними;

  • По результатам сбора портфолио он остается в пользовании родителей (законных представителей)

Теоретическая база:

Консультирование

«Портфолио ученика»

Многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, — «показать все, на что способен ученик».

«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

«Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего « Я»: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

1. Портфолио дошкольника - это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию — «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л. И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностическое портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.

 3.       Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

1.  Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

2.  Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

3.  Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

4.  Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

5.  В 1 классе, когда  школьник только начинает работать над составлением  портфолио, без помощи   родителей  ему не обойтись. По мере взросления  помощь  родителей  сводится к минимуму.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже  3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят  Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у школьника  уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:

·     Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

·     Портфолио-раскраска;.

·     Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании Портфолио

1.  Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.  Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

    • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

    • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

    • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3.  Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4.  Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5.  Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6.  Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2.   Использование портфолио в ДОУ

Чаще всего в ДОУ используются:

1.  Портфолио-раскраска - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней  он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2.  Печатное портфолио - одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Так как строгих ГОСТов к  портфолио  пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

·     «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

·     «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

a)  «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

b)  «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

·     «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

·     «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».

·     «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

·     «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

·     «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и  друга.

·     «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

·     «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей  накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должно помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

3.  Взаимодействие с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

 

Список литературы:

  1. Кочкина Н.А., Чернышева А.Н.. Портфолио в ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.

  2. Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М., 2010. - №12.

  3. Новикова Т. Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2. - С. 48-56.

  4. Применение портфолио в дошкольных организациях /под ред. Л.В. Свирской.-М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

  5. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

  6. Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева.-М.: Верната-Граф, 2011.

  7. Юдина И. Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.