МБДОУ «Детский сад № 430»
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
«Использование ИКТ
в профессиональной деятельности воспитателя
в рамках введения ФГОС ДО»
«ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ»
воспитателя старшей группы №8
Москвиной Надежды Михайловны
Нижний Новгород
2015
Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников подталкивают педагогов детского сада к активному консультированию и пока еще экспериментальному использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».
План самообразования включает работу по нескольким направлениям:
ознакомление с методическим материалом, опытом коллег;
знакомство с системой работы по оформлению портфолио в школе;
начальное консультирование родителей, коллег; получение обратной информации;
практическая работа с портфолио в группе с детьми, создание определенной системы;
совместная деятельность педагогов с родителями, а также в рамках: воспитатель-специалист-родители-ребенок
Значимость:
деятельность по созданию портфолио направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта
это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ)
Срок: с сентября 2015 по апрель 2017 года
Этапы работы:
1этап. Ознакомительно-подготовительный
Знакомство с метод.литературой, публикациями, индивидуальные консультации.
2 этап. Постановочный
Необходимо определить цель создания портфолио и функциональные обязанности участников образовательного процесса.
3 этап. Поисковый
*сбор информации
Предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.
*индивидуальная работа с детьми
Работа с портфолио проводится как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. Необходимо грамотно строить беседу, продумать вопросы ребенку при работе с каждой страничкой.
*взаимодействие с родителями
Важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Первоначально привлечь активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
*консультации с педагогами
В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Стараться преодолевать неготовность участников образовательного процесса к работе с портфолио, к координации деятельности по введению и оформлению портфолио дошкольника.
4 этап. Заключительный
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Обмен опытом с коллегами, в пед.сообществах.
Порядок формирования портфолио:
Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения;
Период сбора портфолио – старшая - подготовительная группы (4-7 лет);
Портфолио ребенка собирается педагогами ДОУ совместно с родителями по результатам информационно-разъяснительной работы с ними;
По результатам сбора портфолио он остается в пользовании родителей (законных представителей)
Теоретическая база:
Консультирование
«Портфолио ученика»
Многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио.
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, — «показать все, на что способен ученик».
«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
«Портфолио дошкольника»
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего « Я»: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
Цель портфолио
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»
Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.
1. Портфолио дошкольника - это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию — «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л. И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностическое портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.
3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.
Сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»
1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.
Каким будет портфолио?
Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у школьника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:
· Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
· Портфолио-раскраска;.
· Портфолио традиционное, в виде папки.
Условия достижения цели при создании Портфолио
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
2. Использование портфолио в ДОУ
Чаще всего в ДОУ используются:
1. Портфолио-раскраска - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
2. Печатное портфолио - одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:
· «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
· «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
a) «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
b) «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
· «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
· «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
· «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
· «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
· «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
· «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
· «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.
Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должно помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.
3. Взаимодействие с родителями
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Список литературы:
Кочкина Н.А., Чернышева А.Н.. Портфолио в ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М., 2010. - №12.
Новикова Т. Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2. - С. 48-56.
Применение портфолио в дошкольных организациях /под ред. Л.В. Свирской.-М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева.-М.: Верната-Граф, 2011.
Юдина И. Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.