СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку "Чтение-понимание текстов разных стиле"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учебной деятельности. Продолжая работу над темой нашего урока, вы научитесь правильно понимать тексты разных стилей и типов, безошибочно решать тесты по русскому языку, быстро усваивать сложный теоретический материал учебников. Выполняя задания, вы научитесь выделять главную информацию в тексте, сокращать текст, выделять в тексте примеры, доказательства; сможете аргументировано доказывать свою точку зрения. Постепенно будете усваивать законы построения текста, особенности его смысла и языка.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку "Чтение-понимание текстов разных стиле"»

ЧТЕНИЕ-ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ и ТИПОВ РЕЧИ Урок русского языка в 7 классе

ЧТЕНИЕ-ПОНИМАНИЕ

ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ

и ТИПОВ РЕЧИ

Урок русского языка в 7 классе

Цели урока    Научиться правильно понимать тексты разных стилей;  Научиться выделять главную информацию в тексте,  сокращать текст, выделять в тексте примеры, доказательства;  аргументировано доказывать свою точку зрения ;  научиться осваивать законы построения текста,  особенности его смысла и языка.

Цели урока

  • Научиться правильно понимать тексты разных стилей;
  • Научиться выделять главную информацию в тексте,

сокращать текст, выделять в тексте примеры, доказательства;

  • аргументировано доказывать свою точку зрения ;
  • научиться осваивать законы построения текста,

особенности его смысла и языка.

«Иностранный язык»

Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Зачем учить иностранный язык? Может, переводчику без него не обойтись, а вот лётчику или врачу чужой язык ни к чему. Им и своего, родного, достаточно. Так ли это?

Давай-ка спросим у сказки. А в сказке ты встретишь удачливых героев, умеющих понимать язык трав и ручьёв, птиц и зверей. Чужой язык поймёшь — друзей найдёшь, от беды спасёшься и другим поможешь. Вот чему учит народная мудрость, И тебе иностранный язык поможет найти друзей, живущих в разных уголках мира. Ты сможешь писать им письма, ведь в любой стране понимают английский, французский или немецкий языки. И сам язык тебе откроет много интересного. Ты познакомишься с той страной, где этот язык родился, с народом, который на нём говорит, с его историей и культурой. Богаче станут твои мысли и чувства, ты сможешь больше узнать, будешь больше уметь. И чем раньше овладеешь иностранным языком, тем лучше и крепче запомнишь его.

На земле больше двух с половиной тысяч языков. За свою жизнь можно выучить несколько десятков из них. Человека, знающего много языков, на­зывают полиглотом. Но и знание хотя бы одного языка очень много даёт нам. Без знания языка нельзя стать глубоким знатоком своей профессии. Ведь любой человеческий язык, подобно золотому ключику, помогает открыть дверь в мир знаний.

Задание 1. В тексте есть предложение, которое может стать названием этого текста. Выпишите его . Ответ:  « Зачем учить иностранный язык?» Задание направлено на проверку понимания общего содержания текста, поиск информация.

Задание 1.

В тексте есть предложение, которое может стать названием этого текста. Выпишите его .

Ответ: « Зачем учить иностранный язык?»

Задание направлено на проверку понимания

общего содержания текста, поиск информация.

Задание 2 Расположите данные ниже пункты плана в соответствии с содержанием текста. 1. Язык - ключ в мир знаний. 2. Народная мудрость о языке. 3. Всем ли нужен иностранный язык? 4. Язык открывает мир другой страны. Задание направлено на проверку умения Определять стиль речи Укажите стиль текста №1 . а) художественный; б) публицистический;  в) научный; г) официально-деловой. Задание направлено на проверку понимания общего содержания текста, структурирование и сопоставление информации.

Задание 2

Расположите данные ниже пункты плана в соответствии с содержанием текста.

1. Язык - ключ в мир знаний.

2. Народная мудрость о языке.

3. Всем ли нужен иностранный язык?

4. Язык открывает мир другой страны.

Задание направлено на проверку умения

Определять стиль речи

Укажите стиль текста №1 .

а) художественный;

б) публицистический;

в) научный;

г) официально-деловой.

Задание направлено на проверку понимания общего содержания текста,

структурирование и сопоставление информации.

Ответ:   1. Всем ли нужен иностранный язык? 2. Народная мудрость о языке. 3. Язык открывает мир другой страны. 4. Язык - ключ в мир знаний.

Ответ:

1. Всем ли нужен иностранный язык?

2. Народная мудрость о языке.

3. Язык открывает мир другой страны.

4. Язык - ключ в мир знаний.

Задание 3 Автор называет несколько причин для изучения иностранного языка. Используя текст, заполните данную таблицу. № п/п Причина изучения иностранного языка 1. 2. 3. 4.

Задание 3

Автор называет несколько причин для изучения

иностранного языка.

Используя текст, заполните данную таблицу.

№ п/п

Причина изучения иностранного языка

1.

2.

3.

4.

 № п/п Причина изучения иностранного языка 1. Иностранный язык поможет тебе найти друзей. 2. Познакомишься со страной, язык которой изучаешь. 3. Богаче станут твои мысли и чувства, сможешь больше узнать и сможешь больше уметь. 4. Без знания языка нельзя стать знатоком своей профессии. Задание направлено на проверку понимания  общего содержания текста, поиск информации, установление причинно-следственных связей.

№ п/п

Причина изучения иностранного языка

1.

Иностранный язык поможет тебе найти друзей.

2.

Познакомишься со страной, язык которой изучаешь.

3.

Богаче станут твои мысли и чувства, сможешь больше узнать и сможешь больше уметь.

4.

Без знания языка нельзя стать знатоком своей профессии.

Задание направлено на проверку понимания

общего содержания текста, поиск информации, установление причинно-следственных связей.

Задание 4 Выпишите из текста предложение, в котором заключена основная мысль. Ответ:  «ведь любой человеческий язык, подобно золотому ключику, помогает открыть дверь в мир знаний». Задание направлено на проверку понимания общего содержания текста, поиск информации.

Задание 4

Выпишите из текста предложение, в котором заключена основная мысль.

Ответ: «ведь любой человеческий язык, подобно золотому ключику, помогает открыть дверь в мир знаний».

Задание направлено на проверку понимания общего содержания текста, поиск информации.

Задание 5.  Укажите стиль текста:   а) художественный;  б) публицистический;   в) научный;  г) официально-деловой . Ответ:  публицистический Задание направлено на проверку умения определять стиль текста

Задание 5. Укажите стиль текста:

а) художественный;

б) публицистический;

в) научный;

г) официально-деловой .

Ответ: публицистический

Задание направлено на проверку

умения определять стиль текста

 Задание 6 Укажите тип речи текста:  1) рассуждение;  2) описание;  3) повествование;  4) рассуждение с элементами описания. Ответ:   рассуждение Задание направлено на умение определять тип речи исходя из его языковых особенностей.

Задание 6

Укажите тип речи текста: 1) рассуждение;

2) описание;

3) повествование;

4) рассуждение с элементами описания.

Ответ: рассуждение

Задание направлено на умение определять тип речи исходя из его языковых особенностей.

Задание 7 Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как 1) трудно общаться, не зная ни одного иностранного языка; 2) стать полиглотом; 3) полезно знать иностранные языки; 4) сказка помогает в изучении язык. Ответ: полезно знать иностранные языки Задание направлено на умение определять основную тему текста .

Задание 7

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как

1) трудно общаться, не зная ни одного иностранного языка;

2) стать полиглотом;

3) полезно знать иностранные языки;

4) сказка помогает в изучении язык.

Ответ: полезно знать иностранные языки

Задание направлено на умение определять основную тему текста .

Задание 8 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:  1) изучать иностранные языки и необходимо, и интересно;  2) изучение иностранного языка требует значительных усилий;  3) удачливые герои сказок понимали язык зверей и птиц;  4) на земле больше двух с половиной тысяч языков. . Ответ:  изучать иностранные языки и необходимо, и интересно Задание направлено на умение определять основную задачу речи текста.

Задание 8

Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

1) изучать иностранные языки и необходимо, и интересно;

2) изучение иностранного языка требует значительных усилий;

3) удачливые герои сказок понимали язык зверей и птиц;

4) на земле больше двух с половиной тысяч языков.

.

Ответ: изучать иностранные языки и необходимо, и интересно

Задание направлено на умение определять основную задачу речи текста.

Задание 9 Из текста понятно, что 1) сказочные герои знали иностранные языки;  2) иностранный язык лучше начинать учить в школе; 3) английский, французский, немецкий - самые трудные для изучения языки  4) знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека.  Ответ:  знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека Задание направлено на умение понимать информацию, представленную в неявном виде.

Задание 9

Из текста понятно, что

1) сказочные герои знали иностранные языки;

2) иностранный язык лучше начинать учить в школе;

3) английский, французский, немецкий - самые трудные для изучения языки

4) знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека.

Ответ: знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека

Задание направлено на умение понимать информацию, представленную в неявном виде.

Задание 10 В одном из предложений текста сказано, что «лётчику или врачу чужой язык ни к чему». Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ. Задание направлено на формирование умения аргументировать выдвинутый тезис, умение правильно строить высказывание - рассуждение.  Тезис: согласен /не согласен, что «лётчику или врачу чужой язык ни к чему, потому что ...  Доказательства с использование слов – организаторов речи.  Логичность рассуждения, связность, речевая грамотность.

Задание 10

В одном из предложений текста сказано, что «лётчику или врачу чужой язык ни к чему». Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ.

Задание направлено на формирование умения аргументировать выдвинутый тезис, умение правильно строить высказывание - рассуждение.

Тезис: согласен /не согласен, что «лётчику или врачу чужой язык ни к чему, потому что ...

Доказательства с использование слов – организаторов речи.

Логичность рассуждения, связность, речевая грамотность.

Словарная работа Моделирование – это метод исследования каких-то явлений с целью получения объяснений этих явлений. Существуют разные виды моделирования текста. В данном случае нас интересует логико-смысловое моделирование.

Словарная работа

Моделирование – это метод исследования каких-то явлений с целью получения объяснений этих явлений. Существуют разные виды моделирования текста. В данном случае нас интересует логико-смысловое моделирование.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавшимися волнами.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

1. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

2. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

3. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете.

4. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

5. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавшимися волнами. (Л.Толстой)

Работаем с воссозданным текстом Каковы особенности композиции этого текста? Экспозиция – 1-й абзац, завязка – 2-й абзац, 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца, развитие действия – 2–4-й абзацы, кульминация – « Стадо лебедей чуть виднелось... и закрыл глаза» , развязка – 5-й абзац « Лебедь вздохнул...».

Работаем с воссозданным текстом

Каковы особенности композиции этого текста?

Экспозиция – 1-й абзац,

завязка – 2-й абзац,

1-е и 2-е предложения

3-го абзаца,

развитие действия – 2–4-й абзацы,

кульминация – « Стадо лебедей чуть виднелось... и закрыл глаза» ,

развязка – 5-й абзац « Лебедь вздохнул...».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Можно ли говорить о том, что перед нами повествование в его чистом виде?  Ответ: Нет. В тексте присутствуют элементы описания. Описание моря – синеющая вода, море всколыхнулось и покачало его,  тайные всколыхавшиеся волны.  Описание неба – полный месяц, светлое небо, краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее .

Можно ли говорить о том, что перед нами повествование в его чистом виде?

Ответ: Нет. В тексте присутствуют элементы описания. Описание моря – синеющая вода, море всколыхнулось и покачало его,

тайные всколыхавшиеся волны.

Описание неба – полный месяц, светлое небо, краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее .

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  За окном всё сильнее лил дождь. Он то шумел, то затихал, то нарастал, то шелестел мелкими каплями, то барабанил по карнизам, то стоял беспросветной пеленой, закрывая леса и поля, то сбегал ручьями по крышам. Дождь заполнил всё, стирая все звуки, наполняя весь дом, все мысли, всё вокруг.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

За окном всё сильнее лил дождь. Он то шумел, то затихал, то нарастал, то шелестел мелкими каплями, то барабанил по карнизам, то стоял беспросветной пеленой, закрывая леса и поля, то сбегал ручьями по крышам. Дождь заполнил всё, стирая все звуки, наполняя весь дом, все мысли, всё вокруг.

 Озаглавьте текст.  Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Укажите лексические средства, с помощью которых передаются нарастающие звуки дождя .  Попробуйте опустить повторяющийся союз то. Что меняется в тексте без него?  Попробуйте по данному образцу создать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Метель», «Радуга», «Гроза».
  • Озаглавьте текст.
  • Определите его тип.
  • Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении.
  • Укажите лексические средства, с помощью которых передаются нарастающие звуки дождя .
  • Попробуйте опустить повторяющийся союз то. Что меняется в тексте без него?
  • Попробуйте по данному образцу создать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Метель», «Радуга», «Гроза».
Домашнее задание: Упр. 236 Домашнее задание: выполнить творческую работу

Домашнее задание:

Упр. 236

Домашнее задание:

выполнить творческую работу

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

ВСЕМ СПАСИБО

ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!