Государственное автономное профессиональноеобразовательное
учреждение Новосибирской области
«Куйбышевский медицинский техникум»
Методическая разработка
практического занятия
ПМ: 07«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Тема:«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»
Подготовил преподаватель:
Арсланова Юлия Андреевна
Цели учебного занятия:
Дидактические: Научить студента применять знания и умения по теме:
«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности» в ЛПУ на учебной и производственной практике. ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
Развивающие: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, умение составлять план и пользоваться им, умение общаться с пациентом, умение оценивать свои действия по отношению к пациенту.
Воспитательные: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию; формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 01. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 02 организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, ОК 03. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять коррекцию собственной деятельности, ОК 04. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 06. работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Студент должен знать:
1)понятия: этика, медицинская этика, деонтология, биоэтика.
2)основные этические принципы
3)основные этические правила
4)морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения
5)положения этического кодекса медицинской сестры России
Студент должен уметь:
1)применять навыки этического общения с пациентом
2) применять навыки этического общения с родственниками
3) применять навыки этического общения с коллегами: врачом, медсестрами, младшим персоналом.
Продолжительность: 180 мин.
Место проведения: учебный кабинет.
Образовательные технологии: личносто-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение.
Методы и приемы обучения: объяснительно — иллюстративный метод обучения, репродуктивный метод.
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: тесты, таблицы, ситуационные задачи.
Технические средства обучения: Телевизор, DVD.
Межпредметные и внутрипредметные связи: психология, гигиена, здоровый человек и его окружение, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.
Литература:
Основная:
Корягина Н.Ю. Организация специализированного сестринского ухода. Изд . «Гэотар -Медиа» 2015г.- 464с.
Дополнительная:
ОбуховецТ.П.Чернова О.В. «Основы сестринского дела»,учебное пособие –– Ростов-на-Дону, Феникс, 2016. – (Среднее медицинское образование).
Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: Учебник С.А. Мухина, И.И. Тарновская/. 2 –е изд. Испр и доп – М.: Исток, 2009г. 366с
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Учебник/ Т.П. Обуховец, Т.А, Склярова/. – 2- изд. Испр. Ростов на Дону: Феникс,2007.
Петровский Б.В. «Деонтология в медицине», м: «Медицина», 2000 г.
Учебник «Основы сестринского дела» Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоцветова; Ростов на Дону, феникс , 2012 г.
Островская И. В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М., 2008. – 400 с.
Полянцева О. И. психология для средних медицинских учреждений. – Ростов н/Д., 2008. – 414 с.
План проведения занятия:
№ | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 5 мин |
2. | Мотивация | 5 мин |
3. | Устный фронтальный опрос | 15 мин |
4. | Выполнение тестовых заданий | 30 мин |
5. | Разбор нового материала | 30 мин |
6. | Решение ситуационных задач | 10 мин |
7. | Самостоятельная работа | 65 мин |
8. | Подведение итогов занятия | 10 мин |
9. | Рефлексия | 10 мин |
Тема:««Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»
Мотивация
Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом обществом, профессиональным поведением медицинского работника.
Любая специальность характеризуется существованием своих определенных норм и правил. Почему же деонтология чаще всего употребляется применительно медицине? Это связано с двумя причинами: 1) медицинская сестра находится в особой ситуации общения: в общении с больными и ослабленными людьми 2) характер поведения медицинской сестры может оказать влияние на течение болезни и состояние пациента. Предметом изучения сестринской деонтологии являются следующие вопросы:
-взаимоотношение медицинской сестры и пациента
-взаимоотношения медицинской сестры и родственников пациента
-медицинской сестры и коллег
-исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности
-устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы
Устный фронтальный опрос:
1.Определение философия сестринского дела.
2.Перечислить основные понятия философия сестринского дела
3. Определение понятия «сестринское дело»
4. Определение понятия «пациент»
5 Определение понятия «человек»
6. Определение понятия «здоровье»
7. Определение понятия «окружающая среда»
8 Определение понятия «сестра»
9. Этические обязанности медицинской сестры
10. Этические ценности медицинской сестры
11. Этические добродетели медицинской сестры
12. Где? В каком году была принята философия сестринского дела в России?
13. В каком году были принят этический кодекс медсестры в России.
Критерии оценки устного ответа студента:
Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой "ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
Отметкой "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Выполнение тестовых заданий (Приложение 1)
Разбор нового материала (Приложение 2)
Решение ситуационных задач (Приложение 3)
Самостоятельная работа (Приложение 4)
Подведение итогов занятия
ФИО студента | Фронтальный опрос | Тестовый контроль | Решение ситуационных задач | Выполнение самостоятельной работы (само и взаимоанализ) | Итог |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Рефлексия
Понравилось ли вам занятие?
Как вы думаете пригодится ли полученные сегодня знания в вашей практической деятельности?
Что вам казалось будет выполнить легко, а оказалось неожиданно трудно?
Приложение 1
Тестовый контроль по теме: «Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»
Вариант 1
1. Начало организованной женской помощи в России связано с преобразованиями Петра I, когда вышел указ о службе женщин в:
общин сестер милосердия
приютах для «бедных вдов»
воспитательных домах
госпиталях
2. Год появления приютов для «бедных вдов»:
1715
1803
1812
1818
3. Первая община сестер милосердия в России:
Георгиевская
Крестовоздвиженская
Покровская
Свято-Троицкая
4. В период Крымской кампании была создана община сестер милосердия:
Свято-Троицкая
Крестовоздвиженская
Покровская
Георгиевская
5. Врач, руководивший деятельностью сестер в период Крымской кампании:
С. Боткин
Н. Склифосовский
А. Доброславин
Н. Пирогов
6. Приоритет в создании Красного Креста принадлежит:
Д. Орем
Л. Мариллак
В. Хендерсон
Ф. Найтингейл
7. Год рождения профессии медицинской сестры в России:
1803
1854
1863
1879
8. Русская героиня Русско-турецкой войны, баронесса:
Е. Бакунина
Ю. Вревская
Е. Карцова
Е. Хитрово
9. Год упразднения в России термина «сестра милосердия»:
1914
1917
1926
1936
10. Год создания первого факультета высшего сестринского образования в Москве:
1988
1991
1992
1996
11. Наука, изучающая профессиональные отношения людей:
Этика
деонтология
Биоэтика
Философия
12.Одна из проблем биоэтики:
эвтаназия
гуманизм
милосердие
эмпатия
13. Эмоционально лабильная сестра по классификации Харди:
«артистка»
«нервная»
«рутинер»
«гренадёр»
14. Принцип уважения моральной автономии личности – один из принципов:
этики
деонтологии
биоэтики
философии
Главный этический принцип:
не навреди
честность
порядочность
милосердие
Модели взаимоотношение медиков с пациентом в 1992 году определил врач – биоэтик:
Поттер
Вич
Петров
Бентам
Стиль поведения подозрительного пациента отличает:
угрюмая настороженность
повышенная тревожность
подавленность
изолированность
18. Эгогения – влияние:
пациента на самого себя
пациентов друг на друга
пациента на своих родственников
медсестры на пациентов
19. Неразглашение сведений о пациенте:
эмпатия
медицинская тайна
соррогения
эгрогогения
20. Проблема современной биомедицинской этики:
репродуктивные технологии
мораль и нравственность
понятие о должном в медицине
медицинская тайна
21. Перцептивное общение - это процесс:
обучения пациента
восприятия другого человека
обмена информацией
взаимодействия партнеров
22. Компонент общения:
формальный
ролевой
интерактивный
коллегиальный
23. Средство общения:
вербальное
внутриличностное
межличностное
дружеское
24. Невербальное средство общения:
язык
речь
мышление
поза
25. Визуальное средство общения:
плач
рукопожатие
мимика
запах
26. Интонация – средство общения:
визуальное
акустическое
тактильное
ольфакторное
27. Кинезика – средство общения:
акустическое
визуальное
ольфакторное
тактильное
28. Интонация – средство общения:
акустическое
визуальное
ольфакторное
тактильное
29. Размер личной зоны в метрах:
0,15-0,46
0,46-1,2
1,2-3,6
3,6
30. Зональное пространство менее 15 см – это зона :
интимная
сверхинтимная
персональная
личная
Тестовый контроль по теме:«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»
Вариант 2
1. Начало развития сестринского дела в России связано с открытием в Петербурге и Москве:
«вдовьих домов»
воспитательных домов
госпиталей
курсов сиделок
2. Институт сердобольных вдов явился прототипом общин:
сестер милосердия
акушерок
Красного Креста
сиделок
3. 40-50-е годы XIX столетия – создание в Петербурге и Москве:
«вдовьих домов»
воспитательных домов
общин сестер милосердия
общин Красного Креста
4. Сестра милосердия – русская героиня Крымской войны:
Е.Бакунина
Ю. Вревская
Д. Севастопольская
С. Лебеда
5. Героиня Крымской войны – англичанка:
Ф. Найтингейл
Л. Мариллак
В. Хендерсон
Д. Орем
6. Первую в мире школу для подготовки сестер в Лондоне открыла:
Д. Орем
Л. Мариллак
В. Хендерсон
Ф. Найтингейл
7. Самая известная община сестер милосердия Общества Красного Креста:
Свято-Троицкая
Крестовоздвиженская
Покровская
Георгиевская
8. Год проведения I Всероссийского конференции по теории сестринского дела:
1991
1993
1995
1997
9. Год выпуска журнала «Сестринское дело»:
1991
1992
1995
1996
10. 1992 год знаменателен для сестер России:
созданием первого факультета высшего сестринского образования
выпуском журнала «Сестринское дело»
созданием ассоциации медицинских сестёр
разработкой первого Этического кодекса медицинской сестры
11.Один из основных принципов биоэтики:
врачебная тайна
уважение к профессии
честность
гуманность
12. По Харди, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, не сопереживая пациенту, сестра:
«артистического типа»
«нервная»
«рутинер»
«гренадёр»
13. Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека:
сочувствие
внимание
понимание
эмпатия
14. Сестра, «играющая заученную роль», по классификации Харди:
«артистка»
«нервная»
«рутинер»
«специалист»
15. Модель родительской заботы врача о своём пациенте:
контрактная
инженерная
коллегиальная
патерналистская
16. Забота о больных – жизненное призвание сестры типа:
играющей заученной роль
материнского
рутинёра
специалиста
17. Пациент, требующий постоянного внимания со стороны окружающих:
тревожный
депрессивный
демонстративный
подозрительный
18. Нанесение ущерба здоровью пациента врачом каким-либо действием:
эгогения
ятрогения
эгрогогения
соррогения
19. Влияние пациентов друг на друга:
эгогения
ятрогения
эгрогогения
соррогения
20. Конфиденциальность информации о больном без его согласия предусматривает статья Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан номер:
30
31
49
61
21. Вербальное средство общения:
плач
смех
язык
поза
22. Уровень общения:
внутриличностный
формальный
неформальный
перцептивный
23. Тактильное средство общения:
выражение лица
движение руки
прощупывание печени
поворот головы
24. Акустическое средство общения:
запах
кашель
поза
прикосновение
25. Пальпация живота – средство общения:
визуальное
тактильное
ольфакторное
акустическое
26. Проксемика – средство общения:
ольфакторное
акустическое
визуальное
тактильное
27. Ольфакторное общение:
искусственные запахи
прощупывание пульса
рукопожатие
изменение положения
28. Деловое общение – это:
вид
средство
компонент
уровень
29. Размер общественной зоны в метрах:
0,15-0,46
0,46-1,2
1,2-3,6
3,6
30. Зональное пространство 15-45 см – это зона :
интимная
сверхинтимная
персональная
социальная
Эталоны ответов к тестовым заданиям
1 вариант | 2 вариант |
| 4 | 11. | 2 | 21. | 4 | | 1 | 11. | 2 | 21. | 3 |
| 2 | 12. | 3 | 22. | 4 | | 1 | 12. | 3 | 22. | 1 |
| 2 | 13. | 2 | 23. | 1 | | 3 | 13. | 4 | 23. | 2 |
| 1 | 14. | 3 | 24. | 4 | | 3 | 14. | 1 | 24. | 2 |
| 4 | 15. | 1 | 25. | 3 | | 1 | 15. | 4 | 25. | 2 |
| 4 | 16. | 3 | 26. | 2 | | 4 | 16. | 2 | 26. | 1 |
| 4 | 17. | 1 | 27. | 1 | | 1 | 17. | 1 | 27. | 4 |
| 1 | 18. | 1 | 28. | 1 | | 2 | 18. | 3 | 28. | 2 |
| 3 | 19. | 2 | 29. | 2 | | 2 | 19. | 3 | 29. | 3 |
| 3 | 20. | 1 | 30. | 1 | | 3 | 20. | 1 | 30. | 1 |
Шкала оценивания результатов тестирования:
– от 0% до 70% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼнеудовлетворительноʼʼ;
– от 71% до 80% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼудовлетворительноʼʼ;
– от 81% до 90% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼхорошоʼʼ;
– от 91% до 100% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼотличноʼ
Приложение 2
Таблица «Типы реагирования на заболевания и тактика профессионального взаимодействия»
| Тип реагирования на заболевание | Краткое описание | Возможная тактика профессионального взаимодействия |
1. | нормальное | Пациент трезво оценивает свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремится во всём содействовать успеху лечения, не желая обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации - переключение интересов на области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела. | В любом случае пациент нуждается в поддержке и сочувствии. |
2. | пренебрежительное | Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на прогнозе заболевания | Возможно, такое отношение к болезни – защитная реакции и важно понять причину такой реакции, чаще всего это страх. Такой пациент нуждается в поддержке, необходимо дать понять ему, что вы рядом и поможете ему. В некоторых случаях пациенты сознательно отказываются от лечения. Необходимо объяснить о последствиях такого отношения к своему здоровью. Но выбор пациента необходимо уважать. |
3. | отрицающее | Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами». | Такая реакция свойственна пациентам, когда они узнают о тяжелом заболевании и необходимости трудного лечения (например, онкологические больные). Необходимо дать время, чтобы пациент мог переработать информацию и принять ее. |
4. | ипохондрическое | Пациентам с этим типом реагирования свойственно непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своем заболевании, непрерывный поиск «авторитетов». Таких пациентов интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов), чем собственные ощущения, поэтому они больше слушают высказывания других, чем предъявляют жалобы. Настроение у таких пациентов тревожное, угнетенное. Тревожный тип реагирования на заболевание явл. одним из типичных!!! | Чаще всего такая реакция свойственна тревожно-мнительным пациентам, чрезмерно заботящимся о своем здоровье. Такие пациенты нуждаются в постоянной поддержке и внимании со стороны всего медперсонала. Их нельзя оставлять «в неведении», необходимо информировать о ходе лечения, о назначаемых препаратах, чтобы ослабить тревогу и снять беспокойство. |
5. | нозофобное | Пациент осознает, что его опасения за свое здоровье преувеличены, но ничего поделать с ними не может. Тревожность мнительная пр. вс. касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а т.ж. возможных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные. | Чаще всего пациенты нуждаются в дополнительной консультации специалиста (психотерапевта). Медработнику необходимо быть терпеливым, не высмеивать страхи и опасения пациентов. |
6. | нозофильное | Пациент испытывает удовлетворение от возможности освободиться от ряда обязанностей из-за болезни. Может выставлять напоказ близким и окружающим свои страдания. | Чаще всего такая реакция свойственна эгоцентричным, инфантильным людям. Тем не менее нельзя пренебрегать жалобами пациента. |
Приложение 3
Ситуационные задачи
Задача № 1.
Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза хроническая почечная недостаточность, прошла курс лечения в стационаре, имеет 1 группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в гемодиализе (3 раза в неделю). Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря на тяжесть заболевания: занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести, иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы выйти на работу.
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.
Задача № 2.
Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях – боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем».
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.
Задача № 3.
Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по экстирпации матки с придатками. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с мужем.
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.
Задача № 4.
Пациентка Л., 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на лечение в ООД, диагноз рак молочной железы Т1N0M0. О своем диагнозе знает, высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет».
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.
Задача № 5.
Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует назначить ей дополнительные исследования.
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.
Эталон ответов ситуационных задач для контроля усвоения материала
№ | Задача | Примерный вариант ответа |
1. | Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза хроническая почечная недостаточность, прошла курс лечения в стационаре, имеет 1 группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в гемодиализе (3 раза в неделю). Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря на тяжесть заболевания: занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести, иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы выйти на работу. Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия. | 1.Пренебрежительное. 2.Необходимо выяснить, что больная знает о своем заболевании и прогнозе. Если пациентка не осознает, что несоблюдение требований врача по поводу диеты и образа жизни может привести к негативным последствия, вплоть до летального исхода, необходимо провести с ней беседу. В том случае, если пациентка знает о тяжести своего заболевания и не выполняет предписания врача по иным причинам, например, хочет жить полноценной жизнью и иной жизни не представляет, то необходимо уважать ее выбор. Необходимо стремиться к тому, чтобы больная адаптировалась к изменившимся под влиянием болезни условиям жизни. |
2. | Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях – боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем». Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия. | 1.Ипохондрический. 2.Необходимо учитывать, что многие пациенты, перенесшие инфаркт, бояться повторения случившегося. Можно посоветовать пациенту обраться к психотерапевту (психологу). |
3. | Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по экстирпации матки. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с мужем. Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия. | 1.Нормальное. 2.Пациентке предстоит сложная операция и поэтому ее реакция является нормальной. Во время беседы с больной необходимо сделать акцент на важности и необходимости этой операции с целью сохранения жизни и здоровья. Рассказать, что врач обязательно даст рекомендации по поводу интимной жизни. |
4. | Пациентка Л., 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на лечение в ООД, диагноз рак молочной железы Т1N0M0. О своем диагнозе знает, высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет». Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия. | 1.Отрицающее. 2.Это нормальная реакция на онкологический диагноз. Но необходимо убедить пациентку начать лечение, рассказать о последствиях отказа от лечения. |
5. | Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует назначить ей дополнительные исследования. Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия. | 1.Нозофобное 2.Необходимо объяснить пациентке, что ее опасения напрасны. Можно порекомендовать обраться к психотерапевту. |
Критерии оценивания выполнения заданий
Оценка | Критерии оценивания |
«Отлично» | Ответы студентов демонстрируют хорошее владение материалом по теме, знание и понимание терминологии. Умение последовательно и логично излагать материал, проводить причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. Допускается одна незначительная ошибка (неточность) |
«Хорошо» | Студент демонстрирует уверенное знание основных понятий темы, владение и понимание терминологии по теме, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может недостаточно точно определено значение некоторых понятий (не более двух), возможны отдельные недостатки в формулировке выводов. |
«Удовлетворительно» | Материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, не демонстрируется владение терминологией по теме. Допущены ошибки в речевом оформлении высказывания. |
«Неудовлетворительно» | Ответ обнаруживает незнание или неверное понимание основных понятий темы и неготовность ответить на наводящие вопросы. |
Приложение № 4
Самостоятельная работа
Задание: составить ситуационную задачу по типам реагирования на заболевание. Инструкция по составлению задачи: вы можете вспомнить реальный случай (из своей практики) или составить задачу, опираясь на личный опыт, по примеру задач, которые вы разбирали на занятии. К задаче обязательно должен быть эталон ответа. |
Объекты оценки | Критерии оценки результата | Оценка |
Да | Нет |
работа оформлена в соответствии с требованиями | | |
выполнены все требования к составлению ситуационной задачи | | |
соответствует ли содержание теме задачи |
в работе используется терминология по теме |
задача выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней | | |
имеется эталон ответов | | |
Система оценивания: Применяется дихотомическая система оценивания, где критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0 баллов | 6 баллов - 5 (отлично) |
5 баллов - 4 (хорошо) |
4 баллов - 3 (удовлетв.) |
3 и менее баллов - 2 (неудов.) |
Условия выполнения задания: Время выполнения задания – 65 минут. Задание выполняется на практическом занятии в учебной аудитории. Требование к оформлению работы: представить работу в письменном виде. Требования к ситуационной задаче | Развёрнутая характеристика | Фабула, история | Реальная, интересная, жизненная | Конфликт | Напряжённость, психологичность, неоднозначность, профессиональность | Проблема | Сложность и скрытый характер проблемы | Действия | Многовариантность, реальность, напряжённость | Персонажи | Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами | Концепция | Должна быть основой ситуационной задачи | Решения | Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность | Опыт | Концентрируется в содержании | Информация | Информативность и многоплановость | Объем | Краткость | |