Применение игровых технологий на уроках английского языка
Для успешного изучения иностранного языка необходимо поддерживать постоянный интерес к его изучению. Поэтому нельзя недооценивать эффективность использования игр в процессе обучения. Использование игровых методик делает учебный процесс более увлекательным, приближает его к естественной коммуникации. Игровые приемы помогают снизить тревожность, а также поддерживать положительный эмоциональный настрой учащихся.
Можно выделить несколько групп игр, которые используются на уроках иностранного, в том числе и английского языка : лексические, грамматические, фонетические, орфографические.
Грамматические игры помогают научить учащихся употреблению речевых образцов, которые содержат определенные грамматические сложности.
Puzzles. Это грамматическое задание нацелено на отработку различных фраз, времен и конструкций. Класс делится на команды. Учитель берет 3-5 предложений и разрезает их на несколько частей. Для каждой команды свой набор слов. Побеждает та команда, которая быстрее всех соберет все предложения.
«Describe a picture»
На доску вешаются карточки с номерами. По жребию выбирается участник, который будет описывать рисунок, не называя его. Первый угадавший зарабатывает балл и выходит к доске. И так до тех, пока не закончатся картинки. Выигрывает тот, кто заработает больше всех баллов.
«Magic box»
Ученик достает из «волшебной коробочки» какой-то глагол или фразу. Его задача составить по смыслу рассказ, используя его во всех временных формах.
Ex: выражение «to do the ironing». «I do the ironing once a week. «Yesterday I didn’t do the ironing. I will do the ironing only on Friday.
Hide-and-seek in the picture
Необходима большая картинка с изображением комнаты. Один из учеников “прячется” . Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке.
St.1 : Are you on the sofa?
St.2: Are you behind the chair?, итд
Guess… ( Варианты: Guess the famous person, Guess the animal, Guess what colour it is, итд)
Один из учащихся загадывает какого-либо известного человека (актера, спортсмена, итд). Пытаясь узнать, что это за знаменитость, команды учащихся задают только общие вопросы, на которые водящий отвечает “Yes” или “No’.
Ex: Is he a man or a woman? Does he live in France?
Actions.
При помощи этой игры можно активизировать в речи употребление различных времен, например Present Continuous или Present Perfect. Играют по 3 ученика. 1 учащийся дает команду, 2 – говорит, что он это делает или уже сделал. 3 – комментирует действие, которое выполняет (или уже выполнил ) 2 учащийся.
Ex: St.1: Feed the dog.
St.2: I am feeding the dog. (I have fed the dog.)
St.3: Andrew is feeding the dog. (Andrew has fed the dog.)
Memory game.
Обучает употреблению в речи структуры типа: It’s Ann’s parrot. Учитель проходит между рядами с корзинкой. Каждый ученик кладёт в неё какой-то предмет, иллюстрирующий изученную лексику, говоря:”Take it please.” Затем учитель ставит корзину на стол и показывает один из предметов, задавая вопрос: “Whose parrot is this?”Один из учащихся отвечает: “It’ Ann’s parrot”.
Лексические игры помогают активизировать лексические единицы, совершенствовать навыки произношения, развивать навыки аудирования.
Where do you live?
Игра идет по цепочке. Учащиеся изображают животных и передают друг другу мяч, называя себя и спрашивая следующего ученика , где он живет.
Ex: St.1: I’m a mouse. I live in the house. Where do you live?
St.2: I’m a giraffe. I live in the zoo. Where do you live?, итд
Snowball.
Используя эту игру на уроках английского языка, можно активизировать лексику по теме «Еда», «Одежда», использовать игру можно и при отработке глаголов can, have, а также различных грамматических оборотов, например There is/There are, итд. Игра «Снежный ком» может использоваться не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звене. В игре могут меняться темы, времена, повышается уровень сложности. Первый учащийся произносит предложение ( на начальном уровне – слово), последующие учащиеся стараются с точностью запомнить это предложение и добавляют одно слово.
Ex: St.1: I ate a sandwich for breakfast.
St.2: I ate a sandwich and a banana for breakfast.
St.3: I ate a sandwich, a banana and an apple for breakfast.
What is missing?
Учитель на доске или на экране демонстрирует картинки(например животных), затем просит учащихся закрыть глаза и убирает одну из картинок. Учащиеся называют предмет , который исчез.
Numbers.
Один из учеников загадывает число, остальные учащиеся пытаются отгадать, называя какое-либо число. Водящий отвечает: More или Less. И так до тех пор, пока кто-то из учащихся не отгадает число.
Guess the animal.
Ведущий ученик рассказывает о каком-либо животном, игрушке, известном человеке, итд. Количество фраз зависит от ступени обучения. Учащиеся угадывают предмет, человека, итд.
Pass the bomb.
Это забавная игра для отработки словарного запаса и грамматических конструкций. Для игры понадобится игрушечная пластиковая тикающая бомба ( продается на маркетплейсах). Варианты игры: учитель называет тему, учащиеся называют слова по этой теме, передавая тикающую бомбу. Учащиеся входят в азарт, так как в любой момент бомба может «взорваться». Для старших классов можно называть синонимы, ассоциации, коллокации, можно попробовать вариант слово- предложение.
Ex: глагол do. Нужно назвать как можно больше сочетаний: do homework, do household chores, do exercises, итд.
В среднем и старшем звене можно сочинять рассказ, например, учащиеся произносят по одному предложению.
Можно использовать игру и для отработки грамматических навыков. Учитель называет определенную конструкцию, и учащиеся как можно больше называют предложений с этой конструкцией.
Help me.
Первый учащийся говорит о своем состоянии, настроении, второй учащийся дает совет.
Ex: St.1: I’m cold.
St.2: Have some tea.
Mime the weather.
Эту игру можно использовать в начальных классах . Водящий изображает жестами погоду, ( It’s hot- вытирает пот со лба. It’s raining – держит зонт. It’s sunny – изображает солнечные очки). Остальные учащиеся отгадывают
Фонетические игры. Цель данного вида игр – развивать и совершенствовать произносительные навыки.
Sounds.
Учитель произносит слово, если дети слышат звук, например, [æ] – хлопают 1 раз, слышат звук [eɪ] – хлопают 2 раза.
Words.
Первый учащийся называет слово, второй учащиеся называет слово, оканчивающееся на последнюю букву первого слова.
Ex: St.1: ant.
St.2: tent.
St.3: table, итд.
Simon says.
Учитель называет слово или фразу на английском языке, дети повторяют (хором или по одному)
Ex: T: Simon says: “Say the word tomato”.
Ch: Tomato.
Please.
Один из учащихся называет команды, добавляя слово please. Остальные учащиеся должны выполнять команду только в том случае, если к ней прибавлено слово please. Кто выполнит команду без слова please, выховит из игры.
Орфографические игры способствуют формированию орфографических и речевых навыков.
Words.
Играющим предлагается написать как можно больше слов, начинающихся с одной и той же буквы.
Ex: bed, bee, bake, bus, bread, brown, busy, итд.
Участник игры, у которого записано наибольшее количество слов, читает вслух свои слова.
The missing letters.
Играющие вставляют в слова пропущенные буквы. Выигрывает ученик, написавший наибольшее количество правильных слов.
A letter ladder.
Учитель пишет на доске слово. Играющие должы написать под ним слово, которое длиннее данного слова на одну букву. Можно менять в каждом следующем слове любые буквы, кроме первой.