Л.И.Шевелева
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Применение продуктивных технологии XXI века на уроках физкультуры.
Согласно ФГОС основными критериями качественного образования становятся социальные и личностные результаты учащихся, то есть их готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.
Наш XXI век информационных технологий диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Одним из прогрессивных методик обучения являются продуктивные технологии XXI века. Актуальность применения продуктивных технологий обусловлена тем, что применение данных структур поможет учащимся освоить учебный материал в соответствии с требованиями ФГОС. Продуктивные технологии XXI века являются эффективным инструментом для формирования универсальных учебных действий.
В основе продуктивных технологий лежит Сингапурская система образования, включающая около 250 структур.
Сингапурская система образования использует метод кооперативного обучения. В чем его особенность? Он не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом- с применением одной – двух обучающих структур.
Первое, что бросается в глаза, – необычное расположение парт. Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними лицом друг к другу. При этом двое из них оказываются боком к школьной доске. Урок сосредотачивается не у доски. Самое интересное происходит в центре класса. При подобном построении урока учитель меняет свою роль: он становится модератором дискуссии, наставником и помощником, учитель уже больше не является центром урока. Обстановка на уроке способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению, работа в группах повышает эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влиять на здоровье учащихся. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.
Решая задачи физического воспитания, я ориентируюсь на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни, формирование гуманистических отношений, воспитание моральных и волевых качеств. Использование обучающих структур продуктивных технологий XXI века дает мне возможность продуктивно использовать их как в учебное, так и внеурочное время.
Вашему вниманию предлагаю фрагмент урока для учащихся 2 класса с применением структур:
ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз», короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
КОНЭРС – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.
МИКС ПЭА ШЭА – обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему в коротких ответах (используя РЕЛЛИ РОБИН).
Тема урока «Оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений».
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к выполнению общеразвивающих упражнений (ОРУ), совершенствование и обогащение двигательного опыта.
Задачи:
Образовательная: формирование элементарных знаний о влиянии общеразвивающих упражнений на состояние здоровья. Совершенствование техники общеразвивающих упражнений.
Оздоровительная: укрепление мышц тела, формирование правильной осанки, улучшения дыхания, развитие координации.
Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения к товарищам, организованности и самостоятельного выполнения упражнений.
В ходе урока с применением обучающих структур видно, как формируются универсальные учебные действия:
предметные: дети имеют представления о том, для чего необходимо выполнять общеразвивающие упражнения, организовывают здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью ОРУ, направленных на укрепление мышц тела, опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки, улучшения дыхания, оздоровления организма.
метапредметные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, находят средства их осуществления, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.
личностные: развивается доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость, навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, формируется установка на безопасный и здоровый образ жизни.
В подготовительную и заключительную части урока включила структуру ТИМ ЧИР. Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать! (всем вместе произнести девиз)
Мы как дольки апельсина. Мы дружны и неделимы! (всем вместе прокричать причалку)
В основную часть включила знания об общеразвивающих упражнениях, обучающую структуру КОНЭРС – «углы».
В четырех углах спортивного зала размещены конусы с гимнастическими палками, к которым прикреплены листы со словами: шея, руки, туловище, ноги. Учащиеся подходят к выбранному ими углу. Учитель дает задание в течение 30 секунд, вспомнить и мысленно представить общеразвивающее упражнение для выбранной части тела. По истечении 30 секунд дети находят партнера (если пары нет - встать в тройку) и по очереди показывают упражнение, стоя лицом, друг к другу, исправляют ошибки. Учитель подходит к любой паре и просит показать упражнения.
Вопрос: “Правильно было показано упражнение?” Вопрос всем учащимся: “Кто не смог показать упражнение?”
А также обучающую структуру МИКС ПЭА ШЭА.
Под музыку дети двигаются по залу. Когда музыка прекращается - ищут пару, найдя себе пару (если нет пары, встать в тройку) дети приветствуют друг друга рукопожатием и по очереди предлагают выполнить упражнение для той части тела, которую они изначально выбрали в «углах» КОНЭРС.
Учитель подходит к любой паре, и просит показать упражнения. Вопрос: “Правильно было показано упражнение?” Вопрос всем учащимся: “Кто не смог показать упражнение?”
Поблагодарить друг друга за активную работу на уроке аплодисментами.
Во внеурочном мероприятии «Спортивный калейдоскоп» я применила структуру МИКС ФРИЗ ГРУП – обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Условие: никто из участников не должен озвучивать ответ.
Учащимся были заданы следующие вопросы.
1. Сколько слов в Олимпийском девизе?
2.Сколько испытаний необходимо выполнить для получения золотого знака отличия, 3 ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»?
3. Сколько Олимпийских колец?
4. В Олимпийских играх участвуют спортсмены из разных континентов. Сколько континентов?
5. На уроках физкультуры вы развиваете основные двигательные способности (физические качества). Сколько их? И т.д.
При работе в группах, информация запоминается легко.
Обучающие структуры развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье детей.
Использование продуктивных технологий в обучении, способствует лучшему овладению учащимися системой знаний, умений и навыков.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред.А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение.20014 / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. О. Володарская и др. — Вентана - Граф Просвещение М, 2014. — С. 152.