Интеллект-карты это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария. Применение интеллект-карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Просмотр содержимого документа
«"Применение метода интеллект-карт в работе с детьми ОВЗ"»
«Применение метода интеллект-карт в работе с детьми ОВЗ»
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 компенсирующего вида»
Автор: Нохрина Наталья Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории
ФГОС ДО направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
- Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
- Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Цель : Формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления ребенка.
Задачи:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты.
- развивать умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами.
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных отношений.
Интеллект-карта
Параллель между организацией мышления посредством интеллектуальных карт и устройством человеческого мозга
Методика интеллектуальных карт позволяет решать коррекционно-образовательные задачи:
- Развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
- Развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Формировать преемственность между детским садом и школой;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект-карты:
- Наглядность
- Привлекательность
- Запоминаемость
- Своевременность
- Творчество
- Возможность
пересмотра
Методика составления карты:
- Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
- В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
- Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
- Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
- Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:
- возраста участников процесса создания интеллект-карт;
- поставленных задач;
- индивидуальных
способностей детей;
- типа занятия;
- формы организации детей.
Использование интеллект карт
Первое направление
Второе направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Третье направление
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Закрепление и обобщение материала.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Планируемый результат:
- возрастёт детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества;
- дети приобретут определенные умения по заполнению интеллект-карты, появятся зачатки планирования, которые они смогут проявить в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни;
- усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки;
- дети станут четче формулировать мысли, легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого;
- у детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Спасибо за внимание!