СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение нетрадиционной оздоровительной методики на уроке физической культуры в начальной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование экспресс- комплекса Цигун в заключительной части урока физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Применение нетрадиционной оздоровительной методики на уроке физической культуры в начальной школе»

Применение нетрадиционной оздоровительной методики на уроке физической культуры в начальной школе

Минтий Любовь Александровна

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 13 с углублённым изучением отдельных предметов»

Город Выборг, Ленинградская область



Цель методики: повысить оздоровительную эффективность физической культуры в начальных классах, за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных методик и систем оздоровления, которые во многом могут скорректировать функциональное состояние организма школьников, повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Задачи методики:

  1. Средствами физической культуры нормализовать функцию внешнего дыхания и кровообращения, поскольку это необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма.

  2. Снять напряжение, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

  3. Насытить двигательный режим детей доступными физическими упражнениями для их полноценного физического развития и поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности.

Актуальность методики: на современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет разработка методик проведения уроков, носящих апробированные нетрадиционные средства и методы физического воспитания

Структура урока:

  • постепенное снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

  • регулирование эмоционального состояния;

  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся

Почему ЦИГУН?

  • Цигун — это одна из древнейших оздоровительных методик, направленная на восстановление человеческого здоровья.

  • Цигун предназначен для физической и психической релаксации организма на трех уровнях: расслабление мышц, расслабление сухожилий, связок и суставов, расслабление внутренних органов. Расслабление мышц внутренних органов улучшает их функционирование, тем самым, улучшая дыхание, что в конечном итоге приводит к улучшению вентиляции и оксигенации мозга и тела. Наш разум расслабляется, успокаивается и может лучше чувствовать и контролировать процессы в организме, что положительно влияет на общее самочувствие и препятствует развитию заболеваний.

  • Цигун -имеет максимально выраженный оздоровительный эффект и прост с методической и организационной сторон (не требуют особых условий - специальной одежды, помещения и пр.).

  • Цигун – это физические упражнения в сочетании с дыхательной гимнастикой, осуществляемые под гармоничную, плавную, приятную для прослушивания музыку.

  • Цигун – не имеет ограничений ни по возрасту, ни по физическому состоянию.

  • Цигун – это техническая простота в выполнении упражнений.

Экспресс- комплекс

Медлительность черепахи

  • Исходное положение. Сидя или стоя, поза расслабленная, позвоночник прямой, опустите голову, нажимая подбородком на грудь.

  • 1-е движение. Глубоко вдохните носом, наполнив живот воздухом и потянувшись макушкой вверх.

  • 2-е движение. На выдохе носом или ртом откиньте голову назад, держа спину прямой.

  • Рекомендации. Выполняйте это упражнение в 9 подходов в спокойном месте. Прочувствуйте каждое движение, будьте медлительны.

  • Положительный эффект. Упражнение дарит расслабление голове, шее, шейным позвонкам, а неторопливое выполнение позволяет ощутить свое тело и внутреннюю силу.

Поза журавля

  • Исходное положение. Стоя, ноги вместе, пальцы и пятки должны касаться друг друга. Определите центр тяжести, покачиваясь то на левую, то на правую ногу, чтобы найти свое статическое равновесие. Дышите спокойно.

  • Легкое движение. Поставьте стопу одной ноги на икру другой. Медленно продвигайте стопу вверх к подколенной ямке. На вдохе носом поднимите руки над головой и соедините ладони. Останьтесь в таком положении на несколько секунд, затем глубоко выдохните через нос или рот. Поменяйте стопу опоры и повторите то же самое.

  • Более сложное движение. Когда вам станет легче удерживать равновесие, медленно продвиньте вверх стопу вплоть до внутренней части бедра. На вдохе носом поднимите руки, соединив ладони. Останьтесь в таком положении несколько секунд, затем глубоко выдохните через нос или рот. Поменяйте стопу опоры и повторите то же самое.

  • Рекомендации. В течение нескольких секунд концентрируйтесь на дыхании и балансе. Постарайтесь удерживать такое положение как можно дольше. Имея хорошую подготовку, вы сможете замирать на 4-5 минут, но это не главная наша задача. Первый раз достаточно нескольких секунд. Помните: не нужно стремиться к рекордам.

  • Положительные результаты. Это упражнение превосходно стимулирует органы пищеварения, активизируя, таким образом, нашу жизненную силу.

Счастливый феникс

  • Исходное положение. Стоя, немного расставьте ноги, отставив левую ногу вперед на расстояние полушага.

  • Движение. Немного согните колени, опустите таз, как будто садитесь на стул. Следите за правильной осанкой. Вытяните руки вперед ладонями вниз. Затем наклонитесь вперед на 20 градусов, держа спину прямой, а руки отставьте назад, будто собираетесь нырнуть в воду. Стоя в наклоне, смотрите вниз, затем выпрямитесь.

  • Рекомендации. Сделайте 9 подходов желательно около зеркала, чтобы следить за положением позвоночника.

Рык дракона

  • Исходное положение. Стоя, голова высоко поднята, ноги немного расставлены и согнуты в коленях, но стоят устойчиво, руки выставлены вперед так, будто вы готовы выпустить когти, или же для удобства упритесь в бедра. Сконцентрируйтесь на дыхании.

  • Движение. Не двигая корпусом, сделайте 9 вращений бедрами по часовой стрелке. И на последнем обороте, чтобы выпустить жизненную энергию, издайте громкий рык, выпучив глаза и выпустив когти. Повторите то же в обратную сторону.

  • Положительные результаты. Двигая телом по спирали, вы активизируете жизненную энергию. Вы ощутите бодрящий эффект в течение дня. Это упражнение прекрасно укрепляет мышцы живота.

Дыхание дракона

  • Исходное положение. Стоя неподвижно лицом на восток, с мыслями о драконе, согните ноги и приложите руки к животу (правая рука поверх левой). Позвоночник прямой, таз отставлен назад.

  • Движение. Очень медленно вдохните носом, почувствуйте, как поток воздуха попадает в живот. Ощутите, что он натягивается как барабан. Завершая вдох, наклонитесь вперед на 15-25 градусов и медленно выдохните, пока живот не станет совершенно пустым, затем выпрямитесь. Положительные результаты. Это упражнение прекрасно бодрит без физического напряжения.

Методика проведения упражнений в заключительной части урока

  • Для занятий каждому ребёнку нужен 1 квадратный метр площади в зале, открытое окно или форточка

  • Выполняется одно, максимум два упражнения из экспресс-комплекса;

  • Время выполнения - 5 минут;

  • Обязательное музыкальное сопровождение;

  • Особые указания:

    • Принимая позу того или иного животного, будьте им, чувствуйте его изнутри;

    • При выполнении упражнения соблюдайте глубокое медленное дыхание, где и вдох, и выдох равны по интенсивности;

    • Дыхание только через нос;

    • Сохраняйте правильное положение тела (выпрямленная верхняя часть туловища);

    • Движения должны быть медленными и плавными.

Вывод: использование упражнений экспресс-комплекса Цигун в основе которого — дыхательные упражнения с имитацией движений животных, в заключительной части урока для учащихся начальных классов соответствует поставленной цели, так как позволяет:

  • снять мышечное и психическое напряжение;

  • уменьшить эмоциональное беспокойство;

  • снизить реакцию на внешние раздражители;

  • расширить возможности дыхательной системы, обеспечивая постоянный обмен кислорода и углекислого газа, улучшая кровообращение, способствуя поддержанию физической формы, спокойному и ясному мышлению;

  • сформировать навыки саморегуляции;

  • сформировать положительные внутренние ощущения (хорошее настроение);

повысить познавательный интерес к физической культуре.

Аспекты оздоровления, решаемые применяемой методикой

Обучающие-обучение нормам здорового образа жизни.

Оздоровительный – профилактика наиболее распространенных заболеваний, улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память.

Воспитательная, состоящая в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и росту желания следовать здоровому образу жизни.