СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных педагогических технологий в начальной школе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе.»

ГБПОУ АО «Каргопольский педагогический колледж»



XVII Региональные педагогические чтения по теме



«Достижения педагогической науки и

инновационная образовательная практика»



(Каргополь, 19 марта 2016 года)



Секция педагогики начального образования

Доклад на тему



«Применение современных педагогических технологий

на уроках в начальной школе»



Автор доклада: Скоричева Марина Анатольевна,

учитель начальных классов

МООУ «Павловская средняя школа» посёлка Пригородный

Каргопольского района




Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – деятельностный характер, главная задача которого – это развитие личности обучающегося. Современное образование отвергает традиционное представление результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Оно требует от современного учителя организацию на уроках реальных видов деятельности. Поэтому необходим переход к системно-деятельностному подходу в образовании, который требует от учителя, реализующего ФГОС, принципиального изменения его деятельности и технологий обучения, которые он применяет в своей работе. Задача современного учителя – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ученика.

Уход от традиционной модели урока в начальной школе через использование современных образовательных технологий помогает устранить однообразие и монотонность в учебном процессе.

Определений «Педагогических технологий» много в современной науке. Для меня ближе вех определение В. М. Монахова. «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

Количество современных педагогических технологий велико – около 100.

Выбор той или иной педагогической технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, их возраста, материально-технической оснащенности и других факторов.

В моей работе на ступени начального общего образования актуальны такие современные педагогические технологии, как:

  • Технология критического мышления

  • Игровая технология

  • Информационно-коммуникативная технология

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Проектная технология

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Групповые технологии

  • Технология проблемного обучения и другие.

На некоторых из них остановлюсь подробнее.


Технология критического мышления

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: 1- «вызов», 2- осмысление, 3 – рефлексия. Я третий год работаю по образовательной системе «Гармония». Применять технологию критического мышления, например, на уроках русского языка мне помогает программа «К тайнам нашего языка» под редакцией М. С. Соловейчик. Учебники данного курса составлены таким образом, что практически на каждом уроке осуществляется «вызов» - актуализация имеющихся знаний и представлений об изучаемом. Задания подобраны и сформулированы таким образом, что обучающееся самостоятельно определяют цели рассмотрения темы. На этапе осмысления обучающиеся получают новую информацию в виде правил, алгоритмов, памяток или таблиц, имеют возможность соотносить новые знания с уже имеющимися. На стадии рефлексии обмениваются мнениями о новой информации, мотивируются на дальнейшее расширение информационного поля, оценивают процесс получения новых знаний и результаты своей работы. Приемы и методы, которые помогают применять данную технологию в моей практике такие: «мозговой штурм», таблицы, составление синквейнов, составление опорных схем, приём «Знаю…, хочу узнать…, узнал…», «чтение с остановками», интеллектуальная разминка и т.д.


Игровая технология

В своей работе, учитывая возрастную категорию обучающихся, стараюсь использовать игровую технологию. Ведущим методом является игра: деловая, сюжетная, дидактическая, путешествие. Уроки, выстроенные с применением игровой технологии, вызывают интерес обучающихся, развивают их творческий потенциал. Даже применение игрового момента сразу «включает» в урок всех обучающихся.


Информационно-коммуникативная технология

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Часто использую ИКТ на уроках окружающего мира: учащиеся с интересом просматривают отрывки из обучающих видеороликов по различным темам данного предмета. В данном случае пользуюсь ресурсами учебного портала http://interneturok.ru/. Материалы представлены в доступной форме и сопровождается наглядными примерами.

На уроках литературного чтения, изобразительного искусства и технологии использую демонстрацию мультимедийных презентаций, составленных в режиме powerpoint. Они позволяют обеспечить уроки по устным предметам необходимым наглядным материалом. Также на уроках русского языка и математики использую различные программы-тренажеры. Данный вид деятельности пробуждает в обучающихся интерес к уроку, активизирует их внимание, усиливает мотивацию, развивает познавательные процессы.

Ещё одним способом использования ИКТ в учебном процессе являются индивидуальные задания по устным предметам, которые обучающиеся берут по желанию. Им необходимо подготовить небольшие сообщения по теме урока и оформить их с применением компьютера или на бумаге, или в виде презентации. Данное задание дети выполняют дома под контролем родителей.

В моей практике сформировались основные направления применения ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, мультимедийные презентации к урокам);

  • ведение личной страницы на портале «pro_shkolu.ru» позволяет использовать опыт коллег, а также самой делиться опытом.

  • ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя, что значительно облегчает работу, позволяет быстро и точно составлять отчеты, родители имеют постоянный доступ к информации об успеваемости ребенка;

  • электронная почта;

  • тестирование по предметам (элементы тестирования на различных уроках при проверке домашнего задания или на этапе подведении итога урока);

  • поиск и использование информации в сети Интернет для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы ( Сайты: «Педсовет», «Интернет-урок», «Про школу» и др);

  • проведение родительских собраний и лекториев с использованием мультимедийной техники. (Родительское собрание в 1 классе «Дружба и друзья в начальной школе», подготовка видеоролика «Устами младенца»)

  • виртуальные путешествия по уголкам России, посещения музеев в рамках уроков окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

  • тренажёры по предметам (устный счет на уроках математики, речевые разминки на уроках чтения и др. );

  • развивающие игры по предметам;

  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах для учителя и учеников.

При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Здоровьесберегающие технологии.

Школа обязана обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения, формировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Применение различных технологий, информационно-компьютерной в особенности, обязательно сочетаю со здоровьесберегающими технологиями (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.

Свои уроки   стараюсь строить, ставя перед собой и учениками цель сохранить и укрепить здоровье. Для этого   использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  • Вхождение в рабочий день или отдельный урок.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей. Напоминаю, что приятно общаться с доброжелательным человеком, а первый признак доброжелательности – это улыбка.

  • Создание ситуации выбора и ситуации успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимы постоянное одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость. Стараюсь делать постоянные акценты на достоинства каждого ученика.

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения (приемы правильного дыхания), на развитие эмоциональной сферы (подумать о чем-нибудь приятном).

  • Использование приемов рефлексии.

В завершении  уроков часто ставлю перед обучающими следующие вопросы:

        - Что на вас произвело наибольшее впечатление?

         - Что получилось лучше всего?

         - Какие задания показались наиболее интересными?

         - Какой совет дали бы себе?

         - Кому захотелось сделать комплимент?

         - Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?


  • Физкультминутки.

Физкультминутки использую различных видов: динамические паузы, зарядка или расслабляющие упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика. Нередко требуется проведение двух физкультминуток в течение одного урока.

Также строго слежу за тем, чтобы размеры мебели соответствовали росту ученика. Постоянно обращаю внимание на правильную осанку при ходьбе и правильное положение за столом.

 Работая в данном направлении, могу сделать вывод, что комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

На сегодняшний день существует множество педагогических технологий. Нельзя сказать, что какие-то из них лучше, а другие хуже. Для достижения положительных результатов необходимо правильно выбирать и сочетать разнообразные технологии, ориентируясь при этом прежде всего на ученика: его возраст, уровень подготовленности, а также на тему, цель и задачи урока и его место в системе уроков.



Список информационных источников

  1. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока.- М.: Просвещение, 2002.

  2. Громова О. К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества.//БШ № 12,2001.

  3. http://festival.1september.ru/articles/599210/