Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А. Б. Буханова» города Смоленска
Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися
1 класса
Часть 2
Савина Ольга Эдуардовна,
учитель начальных классов
Смоленск, 2022
Пояснительная записка. Тематика разработки посвящена работе с полисемией (многозначностью слов) и омографами в урочное время с обучающими младшего школьного возраста. Актуальность выбранной темы обоснована возрастающими в обществе требованиями к речевой культуре личности и необходимостью формирования языковых компетенций младших школьников на уроках чтения и русского языка. Дети, поступающие в школу, характеризуются слабо развитой речевой способностью с многочисленными ошибками, имеют мелкий словарный запас, используют в речи односложные лексические конструкции. Родной отечественный язык является центральным, тесно связанным с другими учебными предметами. Усвоение полисемии и омографии имеет немаловажное значение для установления связи между лексическим значением слова и предметом, явлением, что порождает необходимость работы над осознанием значения слова.
Целевая аудитория. Обучающиеся 1 общеобразовательного класса в возрасте 6,5-8 лет.
Место урока в системе работы педагога. Работа по данным направлениям ведется периодически на уроках чтения на отечественном языке.
Цель. Выявление эффективных методов и приемов работы над полисемией и омографами в процессе урочной деятельности для наилучшего усвоения данных лексических явлений младшими школьниками с применением толкового словаря.
Задачи.
Создать условия для формирования представлений детей о полисемии и особенностях лексического значения многозначных слов.
Формировать речевую культуру и правильность употребления многозначных слов обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие формирование умения учащихся работать с толковым словарем.
Создавать условия, способствующие развитию умения обучающихся строить речевые высказывания в устной форме, используя в речи многозначные слова и омографы.
Формировать у обучающихся осознанную социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала и приобретаемых умений.
Планируемые результаты.
Усвоение обучающимися лингвистического явлений полисемии и омографии.
Сформированные умения учащихся по свободному, осознанному, грамотному применению многозначных слов и омографов в конкретный момент речевой деятельности, работе с толковым словарем.
Повышение общего уровня культуры речи детей и развития речи в целом.
Форма проведения. Фрагмент урок.
Используемые педагогические технологии, приемы, методы.
В работе применяются имитативный (анализ образцов текстов, чаще всего художественных или стихотворных, синтез собственных языковых конструкций, поисковая деятельность в тексте), коммуникативный (речевые ситуации, ролевые и языковые игры, составление рассказа по картинками т.п.) методы и метод конструирования (создание обогащенных языковых конструкций, словосочетаний с применением новых знаний); приемы толкования слова: наглядный (демонстрация предмета, признака, действия и т.д.), контекстуальный (выделение слова в отрывке), работа по словарной статьей, замена на синоним, подбор антонима.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении фрагмента урока.
Учебник «Азбука» 1 класс В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская в электронном виде.
Мультимедийная доска (учебник и все необходимые наглядности выводятся на экран)
Толковые словари С. И. Ожегова по одному на парте.
Основная часть.
Фрагмент урока №2
Работа по учебнику на с. 55
Учитель.
- Ребята прочитайте слова и рассмотрите иллюстрации на с. 55 в самом низу.
Учащиеся читают слова каток, кисти, рассматривают иллюстрации.
Учитель.
- Подберите к слову кисти нужную иллюстрацию.
Учащиеся.
- К слову кисти подходят 2 картинки: кисти для рисования, кисти из ниток.
Учитель.
- Хорошо. Сколько разных предметов мы смогли назвать одним словом кисть? Почему первая картинка в ряду по-вашему лишняя?
Учащиеся.
- Словом кисти смогли назвать два предмета. Первый предмет лишний, там изображена ветка рябины с листиками.
Учитель.
- Тогда подумайте, можем ли назвать кистью еще какие-нибудь предметы?
Учащиеся думают, затрудняются.
Учитель.
-Тогда давайте вспомним, как называется слово, обозначающее разные предметы, схожие по внешним признакам или по выполняемым функциям?
Учащиеся вспоминают, что такие слова называются многозначными.
Учитель.
- Молодцы. А какой источник поможет нам проверить, все ли значения слова кисть мы выяснили?
Учащиеся.
- Толковый словарь.
Учитель.
- Верно. Работаем в парах со словарями на парте. Найдите закладку на с. 136. Ищем слово кисть.
Учащиеся ищут слово. Читающие дети зачитывают значения слова кисть.
1. Укреплённый в рукоятке пучок ровных щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака. Кисти для акварели, для масла. Малярная кисть. Картина кисти Репина (написанная Репиным). Владеть кистью (уметь писать картины).
2. Украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков. Скатерть, кушак с кистями.
3. Разветвлённое соцветие (при созревании его плоды) на удлинённом стебле. Виноградная кисть.
4. Часть руки от запястья до конца пальцев (у человека и животных).
Учитель.
- Первое значение в словаре к какой иллюстрации в учебнике подходит? А второе? Третье?
Учащиеся.
- Первое значение подходит для картинки 3 – кисти для рисования, клея. Второе для второй картинки. Такие кисти можно повесить на шторы. Третье значение подходит для первой картинки. Там изображена кисть ягод рябины.
Учитель.
- Молодцы. Действительно, соцветия некоторых растений называются кисть. Например, кисть сирени, кисть черемухи, кисть люпина, ландыша, резеды.
Учитель демонстрирует соцветия кисть на слайдах.
Учитель.
- Покажите на своем теле четвертое значение слова кисть.
Учащиеся демонстрируют.
Учитель.
-Ребята, теперь, узнав все значения слова кисть, попробуйте составить словосочетания и предложения, задействовав в них многозначное слово кисть.
Учащиеся работают над составлением предложений и словосочетаний.
Учитель.
-Подумайте, можно ли подобрать к слову кисть слова, с похожим значением? С противоположным значением?
Учащиеся обдумывают синонимы:
-Ко второму значению: пучок. К третьему – пучок веточек. К четвертому – рука.
Учитель.
-Молодцы, а теперь прочитаем второе слово на с. 55 и рассмотрим иллюстрации рядом с ним. Подумаем над значением слова. Сделаем вывод новое слово: однозначное или многозначное?
Учащиеся читают слово каток. Рассматривают иллюстрации. Делают вывод:
-Слово каток многозначное, поскольку может обозначать машину для укладки асфальта и ледовую площадку для катания на коньках.
Учитель.
- Молодцы. Как вы думаете есть ли у слова каток другие значения?
Учащиеся обдумывают. Затрудняются.
Один ученик предлагает обратиться к толковому словарю, видя в нем зеленую закладку.
Учитель.
- Совершенно верно, проверим себя на с. 132 в толковом словаре.
Читающие учащиеся зачитывают значение слова по словарю:
1. Ледяная площадка для катания на коньках.
2. Машина со стальными валками для уплотнения и выравнивания грунта, дорожных покрытий. Дорожный каток.
3. Приспособление для глажения тканей, белья посредством катания.
4.Сельскохозяйственное орудие для разбивки комьев, выравнивания и укатывания поверхности поля. Полевой каток. Прицепной, навесной каток.
Учитель.
- Получили мы новые знания из словаря?
Учащиеся.
-Да, оказывается, еще каток может быть предназначен для глажения одежды. Разглаживания земли в поле.
Учитель демонстрируем все виды катка на экране на слайдах.
Учитель.
- Ребята а какие слова-синонимы, то есть близкие по значению можно подобрать к слову каток для глажения одежды?
Учащиеся.
-Утюг.
Учитель.
- А как по-вашему, какое общее свойство есть у всех катков, которые мы увидели и прочитали в словаре?
Учащиеся.
- Выравнивание. Делает так, чтобы не было неровностей.
Учитель.
- А можно ли подобрать к слову каток, слово противоположное по значению?
Учащиеся обдумывают.
- Что-то, что делает поверхность не гладкой, а наоборот, неровной.
Учитель.
-Соглашусь, что к слову каток трудно подобрать слова с похожим значением или противоположным. А теперь давайте поработаем над внедрением нового многозначного слова в нашу речь, составив словосочетания и предложения с его использованием.
Учащиеся работают устно.