Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А. Б. Буханова» города Смоленска
Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися
1 класса
Часть 1
Савина Ольга Эдуардовна,
учитель начальных классов
Смоленск, 2022
Пояснительная записка. Тематика разработки посвящена работе с полисемией (многозначностью слов) и омографами в урочное время с обучающими младшего школьного возраста. Актуальность выбранной темы обоснована возрастающими в обществе требованиями к речевой культуре личности и необходимостью формирования языковых компетенций младших школьников на уроках чтения и русского языка. Дети, поступающие в школу, характеризуются слабо развитой речевой способностью с многочисленными ошибками, имеют мелкий словарный запас, используют в речи односложные лексические конструкции. Родной отечественный язык является центральным, тесно связанным с другими учебными предметами. Усвоение полисемии и омографии имеет немаловажное значение для установления связи между лексическим значением слова и предметом, явлением, что порождает необходимость работы над осознанием значения слова.
Целевая аудитория. Обучающиеся 1 общеобразовательного класса в возрасте 6,5-8 лет.
Место урока в системе работы педагога. Работа по данным направлениям ведется периодически на уроках чтения на отечественном языке.
Цель. Выявление эффективных методов и приемов работы над полисемией и омографами в процессе урочной деятельности для наилучшего усвоения данных лексических явлений младшими школьниками с применением толкового словаря.
Задачи.
Создать условия для формирования представлений детей о полисемии и особенностях лексического значения многозначных слов.
Формировать речевую культуру и правильность употребления многозначных слов обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие формирование умения учащихся работать с толковым словарем.
Создавать условия, способствующие развитию умения обучающихся строить речевые высказывания в устной форме, используя в речи многозначные слова и омографы.
Формировать у обучающихся осознанную социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала и приобретаемых умений.
Планируемые результаты.
Усвоение обучающимися лингвистического явлений полисемии и омографии.
Сформированные умения учащихся по свободному, осознанному, грамотному применению многозначных слов и омографов в конкретный момент речевой деятельности, работе с толковым словарем.
Повышение общего уровня культуры речи детей и развития речи в целом.
Форма проведения. Фрагмент урок.
Используемые педагогические технологии, приемы, методы.
В работе применяются имитативный (анализ образцов текстов, чаще всего художественных или стихотворных, синтез собственных языковых конструкций, поисковая деятельность в тексте), коммуникативный (речевые ситуации, ролевые и языковые игры, составление рассказа по картинками т.п.) методы и метод конструирования (создание обогащенных языковых конструкций, словосочетаний с применением новых знаний); приемы толкования слова: наглядный (демонстрация предмета, признака, действия и т.д.), контекстуальный (выделение слова в отрывке), работа по словарной статьей, замена на синоним, подбор антонима.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении фрагмента урока.
Учебник «Азбука» 1 класс В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская в электронном виде.
Мультимедийная доска (учебник и все необходимые наглядности выводятся на экран)
Толковые словари С. И. Ожегова по одному на парте.
Основная часть.
Фрагмент урока №1.
Работа по учебнику на с. 30
Учитель.
- Ребята, рассмотрите иллюстрации вверху страницы.
Учащиеся рассматривают изображения ежа, игл для шитья, хвойной ветви.
Учитель.
- Назовите предметы. Как вы думаете, что общего у всех этих иллюстраций?
Учащиеся перечисляют изображения на картинках. Думают. Делают вывод:
- У предметов на всех иллюстрациях есть иглы.
Учитель.
- Одинаковое ли назначение имеют иглы у предметов на иллюстрациях?
Учащиеся думают. Объясняют:
- Иглы с ушком и ниткой, предназначены для шитья. Иглы у ежа – способ защиты, часть тела. У хвойной ветви иглы – видоизмененные листья.
Учитель.
- Верно. Молодцы. Для обозначения разных предметов на иллюстрации сколько слов нам потребовалось?
Учащиеся.
- Одно слово – игла.
Учитель.
- Верно. Давайте подумаем, а можем ли мы этим же словом игла назвать еще какие-нибудь предметы в окружающей нас жизни?
Учащиеся думают, затрудняются привести примеры.
Учитель.
- Работаем в парах. Давайте откроем специальную книгу - толковый словарь С. И. Ожегова, который лежит у вас на парте. Это книга, в которой собраны разные слова и к каждому слову дано значение. На с. 127 у вас есть зеленая закладка, найдите ее и найдите слово игла.
Учащиеся открывают словарь, находят слово игла. Читающие дети зачитывают значения слова из словаря:
1. Швейная принадлежность заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Машинная, швейная, штопальная, вышивальная, сапожная иглы. Хирургическая игла. Хранить иглы в игольнике.
2. Вообще предмет такой формы, заострённый с одного конца, колющий. Вязальная игла. (спица). Граммофонная игла. Гравировальная игла. Игла. игольчатого подшипника. Сосновые иглы (листья сосны). Иглы у ежа, у дикобраза, у иглокожих (острые выросты).
3.Острый шпиль здания. Адмиралтейская игла.
Учитель.
- Узнали ли мы новые значения слова игла? Что нового выяснили о применении этого предмета? Можно ли найти сходство во внешнем виде разных предметов, называемых одним словом - игла?
Учащиеся.
- Да, выяснили, что игла может являться частью здания на самой вершине. Оказывается, иглы используют в медицине, при изготовлении обуви, вязании, в ювелирном искусстве. Да, все предметы имеют внешнее сходство: тонкие, длинные, острые на конце.
Учитель демонстрирует слайды с изображениями всех игл.
Учитель.
- Опасный ли это предмет?
Учащиеся.
- Да. Игла острая. Можно пораниться.
Учитель.
- Тогда какие меры предосторожности при использовании иглы мы всегда должны соблюдать?
Учащиеся.
- Хранить иглы в специально предназначенном для этого месте – игольнице. Не размахивать, не играть, не брать в рот, не оставлять без присмотра.
Учитель.
- Составьте словосочетания или предложения с использованием слова игла или иголка, применив разные значения слова игла.
Учащиеся составляют словосочетания и предложения.
Учитель.
- Давайте сделаем вывод о слове игла. Сколько разных предметов мы смогли назвать одним этим словом?
Учащиеся.
- Предметов много, а слово для всех одно.
Учитель.
- Значит, слово игла – многозначное. То есть имеет много значений. Одним словом можно назвать разные предметы, схожие по внешним признакам.
Учащиеся запоминают новый термин, хором повторяют.
Учитель.
-Посмотрите на звуковую схему на с. 30 рядом с иллюстрациями. Подберите слово.
Учащиеся подбирают:
-Игла.
Учитель.
-С помощью звуковых карточек выложите слово игла на партах. Такая же схема получилась у вас как в учебнике?
Учащиеся.
-Нет. Схемы не совпадают.
Учитель.
-Подумайте, как можно назвать иглу по-другому?
Учащиеся.
-Иголка.
Учитель.
-Проверьте себя, выложив схему на парте.
Учащиеся выкладывают. Делают вывод о том, что схемы на парте и в учебнике совпадают.
Учитель.
- Делаем вывод. Многозначное слово можно изменять. Произнести по-другому. Не изменив при этом его значения.