СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися 1 класса Часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися 1 класса Часть 1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А. Б. Буханова» города Смоленска








Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися

1 класса

Часть 1





Савина Ольга Эдуардовна,

учитель начальных классов










Смоленск, 2022

Пояснительная записка. Тематика разработки посвящена работе с полисемией (многозначностью слов) и омографами в урочное время с обучающими младшего школьного возраста. Актуальность выбранной темы обоснована возрастающими в обществе требованиями к речевой культуре личности и необходимостью формирования языковых компетенций младших школьников на уроках чтения и русского языка. Дети, поступающие в школу, характеризуются слабо развитой речевой способностью с многочисленными ошибками, имеют мелкий словарный запас, используют в речи односложные лексические конструкции. Родной отечественный язык является центральным, тесно связанным с другими учебными предметами. Усвоение полисемии и омографии имеет немаловажное значение для установления связи между лексическим значением слова и предметом, явлением, что порождает необходимость работы над осознанием значения слова.

Целевая аудитория. Обучающиеся 1 общеобразовательного класса в возрасте 6,5-8 лет.

Место урока в системе работы педагога. Работа по данным направлениям ведется периодически на уроках чтения на отечественном языке.

Цель. Выявление эффективных методов и приемов работы над полисемией и омографами в процессе урочной деятельности для наилучшего усвоения данных лексических явлений младшими школьниками с применением толкового словаря.

Задачи.

  1. Создать условия для формирования представлений детей о полисемии и особенностях лексического значения многозначных слов.

  2. Формировать речевую культуру и правильность употребления многозначных слов обучающихся.

  3. Создать условия, обеспечивающие формирование умения учащихся работать с толковым словарем.

  4. Создавать условия, способствующие развитию умения обучающихся строить речевые высказывания в устной форме, используя в речи многозначные слова и омографы.

  5. Формировать у обучающихся осознанную социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала и приобретаемых умений.

Планируемые результаты.

  1. Усвоение обучающимися лингвистического явлений полисемии и омографии.

  2. Сформированные умения учащихся по свободному, осознанному, грамотному применению многозначных слов и омографов в конкретный момент речевой деятельности, работе с толковым словарем.

  3. Повышение общего уровня культуры речи детей и развития речи в целом.

Форма проведения. Фрагмент урок.

Используемые педагогические технологии, приемы, методы.

В работе применяются имитативный (анализ образцов текстов, чаще всего художественных или стихотворных, синтез собственных языковых конструкций, поисковая деятельность в тексте), коммуникативный (речевые ситуации, ролевые и языковые игры, составление рассказа по картинками т.п.) методы и метод конструирования (создание обогащенных языковых конструкций, словосочетаний с применением новых знаний); приемы толкования слова: наглядный (демонстрация предмета, признака, действия и т.д.), контекстуальный (выделение слова в отрывке), работа по словарной статьей, замена на синоним, подбор антонима.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении фрагмента урока.

Учебник «Азбука» 1 класс В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская в электронном виде.

Мультимедийная доска (учебник и все необходимые наглядности выводятся на экран)

Толковые словари С. И. Ожегова по одному на парте.

Основная часть.

Фрагмент урока №1.

Работа по учебнику на с. 30

Учитель.

- Ребята, рассмотрите иллюстрации вверху страницы.

Учащиеся рассматривают изображения ежа, игл для шитья, хвойной ветви.

Учитель.

- Назовите предметы. Как вы думаете, что общего у всех этих иллюстраций?

Учащиеся перечисляют изображения на картинках. Думают. Делают вывод:

- У предметов на всех иллюстрациях есть иглы.

Учитель.

- Одинаковое ли назначение имеют иглы у предметов на иллюстрациях?

Учащиеся думают. Объясняют:

- Иглы с ушком и ниткой, предназначены для шитья. Иглы у ежа – способ защиты, часть тела. У хвойной ветви иглы – видоизмененные листья.

Учитель.

- Верно. Молодцы. Для обозначения разных предметов на иллюстрации сколько слов нам потребовалось?

Учащиеся.

- Одно слово – игла.

Учитель.

- Верно. Давайте подумаем, а можем ли мы этим же словом игла назвать еще какие-нибудь предметы в окружающей нас жизни?

Учащиеся думают, затрудняются привести примеры.

Учитель.

- Работаем в парах. Давайте откроем специальную книгу - толковый словарь С. И. Ожегова, который лежит у вас на парте. Это книга, в которой собраны разные слова и к каждому слову дано значение. На с. 127 у вас есть зеленая закладка, найдите ее и найдите слово игла.

Учащиеся открывают словарь, находят слово игла. Читающие дети зачитывают значения слова из словаря:

1. Швейная принадлежность заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Машинная, швейная, штопальная, вышивальная, сапожная иглы. Хирургическая игла. Хранить иглы в игольнике.

2. Вообще предмет такой формы, заострённый с одного конца, колющий. Вязальная игла. (спица). Граммофонная игла. Гравировальная игла. Игла. игольчатого подшипника. Сосновые иглы (листья сосны). Иглы у ежа, у дикобраза, у иглокожих (острые выросты).

3.Острый шпиль здания. Адмиралтейская игла.
Учитель.

- Узнали ли мы новые значения слова игла? Что нового выяснили о применении этого предмета? Можно ли найти сходство во внешнем виде разных предметов, называемых одним словом - игла?

Учащиеся.

- Да, выяснили, что игла может являться частью здания на самой вершине. Оказывается, иглы используют в медицине, при изготовлении обуви, вязании, в ювелирном искусстве. Да, все предметы имеют внешнее сходство: тонкие, длинные, острые на конце.

Учитель демонстрирует слайды с изображениями всех игл.

Учитель.

- Опасный ли это предмет?

Учащиеся.

- Да. Игла острая. Можно пораниться.

Учитель.

- Тогда какие меры предосторожности при использовании иглы мы всегда должны соблюдать?

Учащиеся.

- Хранить иглы в специально предназначенном для этого месте – игольнице. Не размахивать, не играть, не брать в рот, не оставлять без присмотра.

Учитель.

- Составьте словосочетания или предложения с использованием слова игла или иголка, применив разные значения слова игла.

Учащиеся составляют словосочетания и предложения.

Учитель.

- Давайте сделаем вывод о слове игла. Сколько разных предметов мы смогли назвать одним этим словом?

Учащиеся.

- Предметов много, а слово для всех одно.

Учитель.

- Значит, слово игла – многозначное. То есть имеет много значений. Одним словом можно назвать разные предметы, схожие по внешним признакам.

Учащиеся запоминают новый термин, хором повторяют.

Учитель.

-Посмотрите на звуковую схему на с. 30 рядом с иллюстрациями. Подберите слово.
Учащиеся подбирают:

-Игла.

Учитель.

-С помощью звуковых карточек выложите слово игла на партах. Такая же схема получилась у вас как в учебнике?

Учащиеся.

-Нет. Схемы не совпадают.

Учитель.

-Подумайте, как можно назвать иглу по-другому?

Учащиеся.

-Иголка.

Учитель.

-Проверьте себя, выложив схему на парте.

Учащиеся выкладывают. Делают вывод о том, что схемы на парте и в учебнике совпадают.

Учитель.

- Делаем вывод. Многозначное слово можно изменять. Произнести по-другому. Не изменив при этом его значения.