СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение универсальных учебных действий на индивидуальных коррекционных занятиях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый режим функционирования и развития школ влечет за собой внедрение в учебно-воспитательный процесс  требований федерального  образовательного стандарта  второго поколения: формирование у воспитанников школы-интерната уни­версальных учебных действий, определяющих основу развития генеральных способностей человека - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Применение универсальных учебных действий на индивидуальных коррекционных занятиях»

1 слайд название

2 слайд

«Это извечный вопрос образования. Что важнее — чистое универсальное знание или набор технологических приемов, работающих на практике? Ответ очевиден: и то и другое. Вопрос в пропорции. Советская система образования, по мнению большинства аналитиков, была фундаментальной. Сегодня очевиден прагматический крен. Но ситуация изменилась настолько сильно, что уже нельзя так жестко разделять подходы» («Эксперт», 24.07.2006 — Д.Медведев, Первый заместитель председателя Правительства РФ).


3 слайд

Новый режим функционирования и развития школ влечет за собой внедрение в учебно-воспитательный процесс требований федерального образовательного стандарта второго поколения: формирование у воспитанников школы-интерната уни­версальных учебных действий, определяющих основу развития генеральных способностей человека - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к окружающим людям.

4 слайд

Основной, системообразующей линией индивидуальных коррекционных занятий является организационно-рефлексивная линия, которая способствует формированию знаний и умений у детей с нарушениями слуха, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию.

1 щелчок, 2 щелчок, 3 щелчок

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные воспитанником, не принесут ожидаемого эффекта.

5 слайд

Познавательная линия направлена на передачу инструментов, способов и методов познания новой информации. На индивидуальных коррекционных занятиях воспитанники учатся работать с информацией, полученной разными способами:

Работа с текстами, диалогами (подбор иллюстрации, зарисовка отрывка текста, лексико-грамматические задания к тексту)

Познавательные упражнения, направленные на развитие высших психических функций («Четвертый лишний», «Что изменилось?» «Небылицы», «Найди пару», «Волшебный мешочек», «Посчитай и найди нужную цифру», «Лото», «Что общее есть?»)


Видеозапись Шабалина Т.В.


Познавательные упражнения направлены на развитие умственных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме.


6 слайд

Целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.

Все умения регуляции произносительных навыков формируются на основе осознания воспитанниками с нарушениями слуха сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций самоконтроля, к которым относятся:

- компенсаторная деятельность сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха, т.е. «контрольный аппарат», формирующаяся на основе следов акустических, оптических, тактильно-вибрационных, кинестетических раздражителей в момент порождения речи

- внешний контроль со стороны педагога, привлекающего технические средства обучения, эталоны, позволяющие в реальном времени преобразовывать речевой сигнал в визуальный образ.


Видеозапись Наумова Т.И.


Формирование контроля и самоконтроля проходит на всех этапах работы над произношением (подготовительном, постановки звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации). В зависимости от этапа «контрольный аппарат» постепенно сужается:

- от внешнего контроля со стороны педагога до формирования потребности в самоконтроле и во взаимоконтроле;

- от развернутого, пошагового контроля до свернутого;

- от систематических контрольных действий до периодических, а затем, при автоматизации навыков, до эпизодических;

- от полимодального (слухо-зрительно-кинестетического, тактильно-вибрационного, двигательного) на начальном этапе до слухо-кинестетического самоконтроля (с преобладанием слухового или кинестетического компонента, в зависимости от степени снижения слуха, характера нарушений произносительной стороны речи) на этапе закрепления.


7 слайд

В рамках индивидуальных занятий по коммуникативной линии подавляющее большинство видов работ направлено на формирование у воспитанников умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Выполнение целого ряда заданий по развитию связного высказывания предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре (учитель-дефектолог и воспитанник):

распределять и чтение по ролям;

составление самостоятельных диалогов;

сюжетно-ролевые игры;

ответы на вопросы.

Всё это постепенно приучает воспитанников в доброжелательной форме вести диалог, отвечать и задавать ситуативные и внеситуативные вопросы для расширение мировоззрения и последующей социализации и интеграции в общество.


8 слайд

Задача ценностной линии – сформировать у ребёнка с нарушениями слуха нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл.


9 слайд

В сфере личных универсальных учебных действий у воспитанников формируются:

основы гражданской идентичности

ценностно – смысловые и нравственно – эстетические ориентации, эстетический вкус

способность к рефлексии ( вопросы и задания типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?»),

Способность к самооценке ( «Оцени свой пересказ»);


Видеозапись Тарасова И.В.


10 слайд

В процессе работы над текстом учитель-дефектолог формирует личностные качества воспитанников в области экологии, бережного отношения к окружающему миру, природе, в которой мы живем.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса освоения, т. е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Оно выступает существенным фактором повышения эффективности освоения воспитанниками предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


Областное казённое общеобразовательное учреждение

«Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»









«Применение универсальных учебных действий на индивидуальных коррекционных занятиях»



Подготовила

Берзина Т.С.













2012