СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» (основные изменения в содержании математического образования с 1 сентября 2022 года)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

31 мая 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ООО). В данной работе представлены основные изменения в содержании математического образования" 

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» (основные изменения в содержании математического образования с 1 сентября 2022 года)»


Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» (основные изменения в содержании математического образования с 1 сентября 2022 года)

31 мая 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ООО). Обновлённая редакция этих стандартов (ФГОС НОО и ООО) сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО) в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования


Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со стандартами второго поколения. Главная задача обновленных ФГОС - конкретизировать требования к ученикам. В обновленных ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, а также устанавливают строгие требования к предметным результатам по этим дисциплинам.

Вариативность

Новые стандарты начального общего и основного общего образования (НОО и ООО) требуют, чтобы их содержание было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность основной образовательной программы (ООП) тремя способами.

Первый

– в структуре программ начального общего и основного общего образования (НОО и ООО) школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй способ

– школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне основного общего образования (ООО) добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

Третий способ

– школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.


Планируемые результаты

В новых новые Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) подробнее описывают результаты освоения основной образовательной программы нач общ и основ общ (ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные). На уровне осн общ образ установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых модулей

Предметные результаты

Новые федер госуд образ станд (ФГОС) 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.

На уровне основ общ образ (ООО) установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Появились примерные программы углубленного уровня по математике 7-9 класс

Метапредметные и личностные результаты

Новые федер госуд образ станд (ФГОС), как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам

Например,

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;

  • духовно-нравственное;

  • эстетическое;

  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

  • трудовое;

  • экологическое;

  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.


Какие же требования предъявляются к Рабочим программам педагогов

согласно новым стандартам, содержательный раздел основной образовательной программы нач общ и основ общ образ (ООП НОО и ООО) должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;

  • программу формирования универс учебн действий (УУД);

  • рабочую программу воспитания.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования электр образ ресурсов и цифровых…(ЭОР и ЦОР) по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.


Давайте сравним требования к рабочим программам

Рассмотрим только некоторые критерии

Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС



Виды программ

Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной

деятельности

Рабочие программы

учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных курсов


Структура рабочих программ

Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной

деятельности

Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности


С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тематическое


Тема и количество часов, требований не было

С учетом рабочей программы воспитания использования по этой

планирование

программ, внеурочной

рабочих курсов


теме ЭОР и ЦОР

деятельности




Особенности программы внеурочной деятельности

рабочей

курса

В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности


В программе должны быть указаны формы проведения занятий


Предметные области и предметы

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО) регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей.

Так , например предметная область математика включает в себя …

Учебный план ООО

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули)

Русский язык и литература

Русский язык Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык Второй иностранный язык

Математика и информатика

Математика:

учебные курсы «Алгебра»,

«Геометрия», «Вероятность и статистика»

Информатика

На следующем слайде вы видите учебный план предметной области математика и информатика

5-6 класс 5 часов, 7-9 алгебра 3, геометрия 2, вероятн и статистика 1 , информатика 1

Углубл уровень 7-9 класс алг 4 геом 3 вероятность и статистика 1


Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники


учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.


Повышение квалификации педагогов

Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.


В письме Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций по примерным программам сказано,

Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения. В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": "при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается". Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя. Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В случае внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус "примерной".

Таким образом существует два варианта создания рабочей программы

  1. Примерная рабочая программа

  2. Авторская программа

Для разработки авторской программы рекомендуется использовать конструктор

Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Разработчики постарались сделать его интуитивно понятным и простым в использовании.

«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя
1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.


Немного познакомлю вас с конструктором

Конструктор рабочих программ размещен на портале ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Ссылка на конструктор дана в презентации

- выбираем конструктор рабочих программ

- нам предлагают зарегистрироваться (внести адрес электр почты, создать пароль, ФИО, субъект, наименование образоват учрежд)

- Для начала работы с Конструктором выбираем учебный предмет математика, для которого мы составлям рабочую программу и необходимый шаблон.

На данный момент в основной школе 3 шаблона ПРИМЕРНАЯ ПРОГР ОСН ОБЩ ОБРАЗ 5 базовый, 6 базовый, 5-6 базовый

Загружается соответствующий шаблон, на котором автоматически отображ регион орган управления образованием субъекта РФ и наименование вашей ОО

Видеоинструкция по работе с Конструктором рабочих программ


Рассмотрим примерную рабочую программу по математике







В 5 классе не нашла проценты (были в 5, стали в 6) множества

Буквенные выражения стали в 6 больше


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://yandex.ru/video/preview/?text=сравнение%20содержания%20обновленных%20фгос%205%20класс%20со%20старыми%20по%20математике&path=yandex_search&parent-reqid=1660767327840487-877382119985531691-vla1-5781-vla-l7-balancer-8080-BAL-4882&from_type=vast&filmId=10594476583774447072

видеозапись

























Сравнительный анализ примерной рабочей программы основного общего образования «Математика» и программы «Математика» по действующим стандартам.


При переходе на ФГОС 3 основной задачей является обеспечение комфортных условий обучения для детей при переезде в другой город или в другую школу, а также при переходе на дистанционное или домашнее обучение.

ФГОС третьего поколения обеспечивает преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

Примерные рабочие программы по ФГОС 3 обеспечивают: равный доступ к качественному образованию; единые требования к условиям организации образовательного процесса; единые подходы к оценке образовательных результатов.

Что нового в программе

5 класс

В тематическом планировании новой редакции Программы 5 класса появились темы, которые в предыдущих примерных рабочих Программах изучались в 6 классе. Например:

5 и 6 классы начинаются с раздела «Натуральные числа». В пятый класс добавлен материал: делители и кратные, разложение числа на множители, признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Если посмотреть на содержание 6 класса, то данные темы тоже изучаются, но более подробно. Для учеников наблюдается положительная сторона, так как материал закрепляется.

А также согласно новой примерной Программе, на год раньше предлагается В разделе «Обыкновенные дроби» изучать дроби с одинаковыми знаменателями и добавлен материал 6 класса: основное свойство дроби, взаимно-обратные дроби, умножение и деление обыкновенных дробей. А в 6 классе идет рассмотрение дробей с разными знаменателями и все действия с ними.


В 5 классе рассматриваются десятичные дроби и действия с ними. Это первый этап освоения дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных что целесообразно с точки зрения логики изложения материала

В 6-ом классе 2ой этап изучения дробей где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, отработка техники вычисления, установление связей между обыкновенными и десятичными дробями.

В 6-ом классе при изучении темы «Положительные и отрицательные числа» и действия с ними, модуль числа выделяется подтема «Целые числа» в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действия с положительными отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить учащихся со всеми основными понятиями темы в том числе и знаков при выполнении арифметический действий.

В начале 6-го класса происходит знакомство с понятием процента.

При решении текстовых задач учащиеся знакомятся с приемами решения задач перебором возможных вариантов

В 6 классе в разделе «Выражения с буквами» добавлен материал 5 класса: применение букв для записи математических выражений, буквенные равенства.

В 6 классе в разделе «Представление данных» добавлен материал 5 класса: круговые диаграммы, хотя данную тему целесообразно изучать при построении углов в 5 классе.

Изучив разделы 5 и 6 класса нет тем «Отношения и пропорции» и «Решение уравнений».



ГЕОМЕТРИЯ

в 5 и 6 классах разделы математики чередуются с наглядной геометрией.

В 6 классе порядка 30 часов уделено теме «Наглядная геометрия».



Добавлен новый материал осевая и центральная симметрия, четырёхугольник, свойства сторон, углов и диагоналей. Изучение пространственных фигур прямоугольный параллелепипед, куб, шар, сфера и новые понятия, как призма, цилиндр, конус.

В разделе 6 класса «Наглядная геометрия. Прямые на плоскости» добавлен материал из раздела «Координаты на плоскости»: перпендикулярные и параллельные прямые, и добавлены новые понятия, это: расстояние между двумя точками, от точки до прямой, длина пути на квадратной сетке.

В отличие от предыдущей Программы, в обновленной Программе геометрическая линия усилена включением практических работ как с плоскими объектами, так и с объемными телами.

Наглядная геометрия включает 9 практических работ, в 5 классе – 4 и в 6 классе – 5.

Новым для учащихся является построение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, транспортира, учащиеся должны строить параллельные и перпендикулярные прямые т.е. дети должны работать руками.

Предусмотрены такие виды деятельности как исследование свойств геометрических тел путем наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения. Это хорошая подготовка к курсу планиметрии, а также к ОГЭ и ЕГЭ.



В примерной программе ФГОС 3 количество контрольных работ не указано, а прописано, что количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.


На что обратить особое внимание

Предметные результаты сформулировны более четко по сравнению со старой программой. Новая программа более ориентирована на текущий формат ОГЭ и его задания. При введении новой программы будут необходимы новые методические материалы, содержащие в достаточном количестве систематизированные рекомендации и комплексы заданий, особенно практико-ориентированных.












Какие новые предметные результаты заявлены

В обновленных ФГОС более детально раскрыты планируемые результаты освоения математики. Например, личностные результаты характеризоваться патриотическим, трудовым, эстетическим, гражданским и духовно-нравственным, физическим, экологическим воспитанием; ценностью научного познания и результатами адаптации к условиям изменяющейся социальной и природной среды.

По сравнению с требованиями к предметным результатам в предыдущей Программе, в новой - в разделе “Планируемые предметные результаты освоения Примерной рабочей программы” более конкретно представлены результаты освоения учебного курса 5 класса, т. к. планируемые результаты классифицированы по темам: числа и вычисления, решение текстовых задач, наглядная геометра. Т. е. в обновленных ФГОС наряду с развитием УУД (которые предполагались в ФГОС второго поколения), прописаны более четкие требования к предмету.

Характеристика деятельности обучающихся.

При сравнении характеристики деятельности обучающихся следует отметить, что к таким основным учебным действиям (предусмотренными предыдущими стандартами) как описывать, распознавать, измерять, строить, формулировать, находить, в новой редакции ФГОС добавляются такие действия как исследовать, выполнять прикидку и оценку, конструировать математическое предложение, моделировать, критически оценивать.