Примеры педагогических инцидентов и способы их разрешения
Подготовила: учитель русского языка и литературы
высшей категории
Мороз Любовь Григорьевна
Процесс обучения и воспитания детей практически невозможен без возникновения конфликтных ситуаций.
Примеры педагогических инцидентов :
-м ежду воспитателем ( учителем) и родителями
-м ежду родителями
- между детьми
Между учителем и учеником
Например , ученик негативно характеризует своих одноклассников, а его мать безоговорочно принимает на веру его слова. В итоге она приходит с жалобой к учителю на его пассивное реакцию по установлению взаимопонимания между учащимися.
Учитель в данном случае должен обратить внимание родительницы на то, что ее сын также мог стать причиной конфликта между ними и предложить приложить взаимные усилия по налаживанию отношений между учащимися
Для избегания конфликта с родителями учитель или воспитатель на собрании должен рассказывать родителям о воспитательном процессе , чтобы то или иное требование к успеваемости детей не было неожиданным сюрпризом для родителей.
Также для предупреждения конфликтов учитель должен рассказывать родителям о тех спорных ситуациях, которые возникают между детьми , стараться заранее прорабатывать их, предупреждая эскалацию враждебности между детьми.
Между родителями
Данные конфликты часто возникают на почве неприязни детей родителей между собой.
В итоге родители начинают выяснять отношения за своих детей, не вникая в причину возникновения конфликтной ситуации.
Учителю или воспитателю для разрешения такой ситуации требуется провести беседу с родителями , стараясь быть максимально беспристрастным к обеим сторонам конфликта, предложить тот вариант решения проблемы, который будет приемлем для всех родителей.
Не рекомендуется оценивать действия того или иного ученика, основываясь на его предыдущих поступках — следует работать именно с данной возникшей ситуацией без отсылки к прошлому , чтобы не спровоцировать еще большие разногласия.
Например, один ученик оскорбляет другого, и обиженный ребенок жалуется своим родителям. При встрече родители начинают выяснять отношения между собой.
В этом случае учитель должен вмешаться в конфликт и беспристрастно рассказать обеим конфликтующим сторонам о поведении их детей. Также следует предложить родителям поработать дома с детьми, настроить их на дружеское разрешение ситуации, а не на продолжение конфликта
Между детьми
Это наиболее распространенный вид конфликтов в жизни.
Учитель в данном случае не является их прямым участником, однако его присутствие необходимо для их правильного разрешения и предупреждения.
Причины разногласий между детьми могут быть следующими:
стремление ребенка заслужить или отстоять авторитет среди сверстников и связанное с этим соперничество;
обманы или взаимные оскорбления детей между собой ;
агрессия к ученикам, которые пользуются особым вниманием со стороны учителя;
симпатия ребенка к другому ученику или ученице, которая остается без взаимности;
борьба между детьми за симпатию ученика или ученицы.
Каким образом правильно разрешить конфликт между детьми?
Иногда дети способны урегулировать конфликтную ситуацию и без помощи учителя . Однако, если требуется вмешательство взрослого, лучше сделать это без излишнего давления.
Например, один ученик дразнит другого либо обзывает его. Нельзя принуждать ученика публично извиняться перед обиженным ребенком.
В идеальном варианте учитель должен смоделировать ситуацию, задать наводящий вопрос, при ответе на который ученик сам примет правильное решение для разрешения конфликта.
Чаще всего конфликтуют те дети, которые не могут найти для себя увлечения . Учитель может снизить количество конфликтов, если порекомендует ученику секцию или кружок, которые понравятся ребенку, поговорить с родителями, которые также могут поспособствовать разрешению ситуации.
Конфликт между учителем и учеником — какова психология его возникновения?
Каковы его причины? Как можно избежать подобного конфликта или предотвратить его?
Это наиболее сложный тип конфликтов, который, к тому же, может повлиять на усваивание ребенком учебной программы.
Конфликты между учителем и учеником
Часто связаны с
1. с деятельностью учеников, которая касается их успеваемости. Они могут выражаться в нежелании ученика выполнять то или иное задание, или небрежном его выполнении.
Причины—
а. проблемы с усваивание м нового материала,
б . утомление ученика, отсутствие помощи ученику со стороны
учителя при ее реальной необходимости.
в . завышенные требования учителя к его ученикам
2. Конфликты, обусловленные мотивацией поступков .
неправильно истолкованный мотив , побудивший ученика совершить поступок, хотя одно и то же действие ученика может быть мотивировано разными причинами. При этом у учителя возникают проблемы с коррекцией поведения детей при ложной оценке его истинных причин . Такое возможно при поверхностном отношении учителя к взаимоотношениям его учеников.
3. Конфликты взаимоотношений между учителем и учеником, причиной которых часто являются некорректные действия учителя при разрешении той или иной проблемной ситуации. Особенность данных конфликтов — их затяжной характер , переход на стадию личной конфронтации учителя и ученика, нарушению нормального взаимодействия между учителем и учеником.
Разные требования учителя к различным ученикам.
Чрезмерные требования учителя к ученику.
Отсутствие поощрения учителем ученика, старательно выполняющего свою учебную работу.
Неспособность учителя примириться с теми или иными личностными качествами ученика. Лучше всего, если учитель сведет на нет напряженную ситуацию в самом начале ее возникновения, не доводя до стадии враждебности (легко спровоцировать продолжение конфликта повышением голоса , что может спровоцировать в ответ агрессию).
Причиной конфликта может быть отставание от предмета , преподаваемого учителем или же недобросовестный подход к его изучению.
( В некоторых случаях для разрешения ситуации учителю следует перешагнуть через собственную неприязнь и попытаться вдохновить ученика на старательную работу , обнадежив его ожиданиями в личных способностях). Обратные утверждения, заявления о том, что ученик не способен выполнить то или иное задание могут только усугубить ситуацию. При общении учителя с ребенком важно не выказывать никаких личных негативных эмоций .
Завышенные требования у учеников к справедливости учителя.
Самое главное, чтобы ребенок понимал, что его принимают даже при плохом настроении и был настроен на улучшение отношений со своими сверстниками. Эскалация же конфликта может привести к еще большему отрицанию ученика конструктивных отношений
Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций или минимизировать их количество, учителю необходимо предъявлять одинаковые требования ко всем ученикам, не разделяя детей на «любимых» и «не очень любимых» .
По возможности, стоит максимально справедливо подходить к решению спорных ситуаций , чтобы каждый из учеников не чувствовал себя обделенным в правах.
Учитель или воспитатель не должны проявлять личной неприязни к своим подопечным, равно справедливо относиться даже к тем детям, которые по той или иной причине не вызывают у него личной симпатии.
Также важно не только стремиться устранить возникшие конфликты, но и стремиться мотивировать детей к хорошим взаимоотношениям в коллективе.