СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры заданий по музыке в технологии "Способ диалектического обучения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры заданий по музыке в технологии "Способ диалектического обучения"»

Тема: «Из чего состоит музыкальное произведение».



Задание

Развернутый ответ детей

Предметное умение

Познавательные УУД

1

Восстановить пропущенные элементы в определении понятия.

Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков, образующих определенную структуру.

  • осуществлять анализ и синтез

  • знание основных закономерностей музыкального искусства;

  • готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов.


  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

  • анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.



2

Указать каждому понятию ближайший родовой признак.

1 – Б

2 – В

3 – А



3

Отметить знаком «+» правильное определение понятия и знаком «-» неправильное

1 «+»

2 «-»

3 «+»



4

Назвать общие и особенные признаки ритма и мелодии


Как ритм, так и мелодия являются составной частью музыкального произведения;

Ритму и мелодии присущи изменения динамики и скорости.

Сравнивая ритм и мелодию можно сказать, что ритм имеет один определенный звук (ноту), а мелодия может состоять из набора разных звуков (нот);

Если мелодия может иметь интервальную систему, то ритм нет;

В отличие от ритма, мелодия может существовать самостоятельно.














  1. Восстановить пропущенные элементы в определении понятия: мелодия – это ….. выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд….., образующих определенную структуру.



  1. Указать каждому понятию ближайший родовой признак:


Данные понятия


Ближайший родовой признак

1

темп

А

громкость

2

тембр

Б

скорость

3

динамика

В

окраска







  1. Отметить знаком «+» правильное определение понятия и знаком «-» неправильное:

Высказывания

Знак

1.

ГОЛОС — это совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.

+

2.

ДИНАМИКА — это скорость музыки, различная степени силы звучания.

-

3.

ИНТЕРВАЛ — это соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим и гармоническим.

+



  1. Назвать общие и особенные признаки ритма и мелодии:

Общие признаки ритм и мелодии:

  • Как ритм, так и мелодия являются составной частью музыкального произведения;

  • Ритму и мелодии присущи изменения динамики и скорости.

Особенные признаки ритма и мелодии:

  • Сравнивая ритм и мелодию можно сказать, что ритм имеет один определенный звук (ноту), а мелодия может состоять из набора разных звуков (нот);

  • Если мелодия может иметь интервальную систему, то ритм нет;

  • В отличие от ритма, мелодия может существовать самостоятельно.



Тема: «Опера».

Задание

Развернутый ответ детей

Предметное умение

Познавательные УУД

1

Найти лишнее понятие, указав основание деления (обосновав свой выбор)

  1. Лишнее понятие – В, т.к. является инструментальным произведением.

  2. Лишнее понятие – сопрано (Б), т.к. вид этого голоса не могут применять мужчины.

  3. Лишнее понятие – (А) ария, т.к. это произведение для сольного исполнения.

  • осуществлять анализ и синтез

  • знание основных закономерностей музыкального искусства;

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о строении оперы;

  • владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.



Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Общеучебные: определение основной и второстепенной информации


2

Выстроить ряд понятий по указанному признаку (осуществить сериацию понятий)

  1. Увертюра, антракт, пролог, финал.

  2. Бас, баритон, тенор, альт, сопрано.

  3. Дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, октет.



3

Назвать признаки, на основании которых можно сравнить понятия

  1. Тенор и баритон - окраска голоса; присущи только мужчинам.

  2. Увертюра и пролог - являются обязательной составляющей оперы; музыкально – инструментальное произведение; исполняет оркестр.

  3. Ария, ариозо, каватина - сольное произведение для голоса; не существуют в самостоятельном виде; музыкальные произведения призванные показать суть и характер героя.






  1. Найти лишнее понятие, указав основание деления (обосновав свой выбор):

Понятия

Предполагаемый ответ

А – речитатив

Б – ариозо

В - увертюра

Лишнее понятие – В, т.к. является инструментальным произведением.

А – тенор

Б – сопрано

В - баритон

Лишнее понятие – сопрано (Б), т.к. вид этого голоса не могут применять мужчины.

А – ария

Б – квартет

В - хор

Лишнее понятие – (А) ария, т.к. это произведение для сольного исполнения.







  1. Выстроить ряд понятий по указанному признаку (осуществить сериацию понятий):

Ряд понятий и признак для сериации

Ответ

Музыкальные определения: антракт, увертюра, финал, пролог по первичному преимуществу построения в опере

Увертюра, антракт, пролог, финал.

Певческие голоса: тенор, альт, сопрано, бас, баритон по диапазонной линии от низкого к высокому

Бас, баритон, тенор, альт, сопрано.

Музыкальный состав: трио, квартет, секстет, дуэт, квинтет, октет по количеству участников состава, от малого к большему

Дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, октет.



  1. Назвать признаки, на основании которых можно сравнить понятия:

Сравниваемые понятия

Признаки для сравнения понятий

Тенор и баритон

  • Окраска голоса;

  • Присущи только мужчинам.

Увертюра и пролог

  • Являются обязательной составляющей оперы;

  • Музыкально – инструментальное произведение;

  • Исполняет оркестр.

Ария, ариозо, каватина

  • Сольное произведение для голоса;

  • Не существуют в самостоятельном виде;

  • Музыкальные произведения призванные показать суть и характер героя.








Суждение.

Задание

Предполагаемый ответ детей

Предметное умение

Познавательные УУД

1

Сформулировать суждения на сравнение оперы и балета, выделив их общие признаки.

  • Как опера, так и балет относится к сценическому произведению.

  • Помимо оперы еще и балет имеет либретто.

  • Сравнивая оперу и балет, можно сказать, что эти произведения являются классическими.


Общее представления о музыкальных жанрах: балет и опера.

Проявлять знания о различных видах музыкальной деятельности.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы.


Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Общеучебные: определение основной и второстепенной информации.


2

Сформулировать суждения на сравнение оперы и балета, выделив их особенные (отличительные) признаки.

  • Если опера чувства героя передает вокальным языком, то балет танцевальным языком.

  • В отличие от оперы, которая предполагает наличие пролога, балет не имеет такой возможности.

Знания о музыкальном жанре «опера», «балет».

Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы.


Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Общеучебные: определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знания.



3

В каждой строчке выделить сравнимые понятия.

Обосновать свой выбор аргументами:

  1. Песня, рожок, пауза, свирель;

  2. Либретто, гамма, увертюра, сюита;

  3. Динамика, трель, темп, струна.



  1. Среди понятий (песня, рожок, пауза, свирель) сравнимыми являются рожок и свирель, т.к. они имеют общий существенный признак - духовой музыкальный инструмент.

  2. Среди понятий (либретто, гамма, увертюра, сюита) сравнимыми являются либретто и увертюра, т.к. они имеет общий существенный признак – содержание оперы.

  3. Среди понятий (динамика, трель, темп, струна) сравнимыми являются динамика и темп, т.к. они имеет общий существенный признак – музыкальная характеристика.

Умение выделить сопоставимые понятия.

Умение составлять алгоритм деятельности.

Умение планировать пути достижения целей через деятельность.

Знание областей музыкального искусства.


Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Общеучебные: определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знания.

4

Найти признаки, по которым можно сравнить понятия:

  1. Опера и мюзикл;

  2. Скрипка и гитара;

  3. Песня и романс.


  1. оперу и мюзикл можно сравнить по принадлежности к музыкально - вокальному жанру, сценическому жанру, способности артистов.

  2. Скрипку и гитару можно сравнить по принадлежности к способу звукоизвлечения, приемам игры.

  3. Песню и романс можно сравнить по способу пения, по тембровым окраскам.

Найти признаки для сравнения музыкальных жанров и музыкальных инструментов.

Умение составлять алгоритм деятельности.

Знание областей музыкального искусства.


Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Общеучебные: определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знания.

5

Определить правильность (корректность) сравнения.

  • В опере поют, а в балете нет пролога.

  • Романс исполняется сольно, а в вокализе нет слов.

  • В балете танцуют, а в опере есть пролог.

  • Вокализ поется с аккомпанементом, а романс повествует о любви.

Все сравнения построены некорректно, т.к. понятия сравниваются по разным признакам.

Определяют признаки для сравнения музыкальных жанров (опера, балет, романс, вокализ) и определяют корректность их сравнений.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанное построение речевого высказывания.







Умозаключение.

  1. Индуктивное.

Домра сделана из дерева, имеет гриф.

Банджо сделана из дерева, имеет гриф.

Лютня сделана из дерева, имеет гриф.

Домбра сделана из дерева, имеет гриф.

Гитара сделана из дерева, имеет гриф.

Домра, банджо, лютня, домбра, гитара – это струнные инструменты.

Все струнные инструменты сделаны из дерева, имеют гриф.



  1. Дедуктивное. Первая фигура.

Интервал (М) – аккорд (Р).

Терция (S) – интервал (М).

Терция – аккорд.



  1. Дедуктивное. Вторая фигура.

Все интервалы (Р) – аккорды (М).

Прима (S) не является аккордом (М).

Прима не интервал.



  1. Аналогия свойств.

Если домра имеет гриф, сделана из дерева, относится к струнным инструментам,

Если лютня имеет гриф, сделана из дерева

Возможно, лютня относится к струнным инструментам.

  1. Аналогия отношений.

Если гитара, домра и скрипка струнный инструмент.

То рояль, клависин и орган клавишный инструмент.



Задание

Предполагаемый ответ детей

Предметное умение

Познавательные УУД

1

Определить вид умозаключений, доказать свою точку зрения.

  1. Все интервалы (Р) – аккорды (М).

Прима (S) не является аккордом (М).

Прима не интервал.


  1. Домра сделана из дерева, имеет гриф.

Банджо сделана из дерева, имеет гриф.

Лютня сделана из дерева, имеет гриф.

Домбра сделана из дерева, имеет гриф.

Гитара сделана из дерева, имеет гриф.

Домра, банджо, лютня, домбра, гитара – это струнные инструменты.

Все струнные инструменты сделаны из дерева, имеют гриф


  1. Все умозаключения, в которых мысль движется от общего к частному, считаются дедуктивными умозаключениями. Данное умозаключение это умозаключение в котором мысль движется от общего (интервал) к частному (прима). Следовательно данное умозаключение является дедуктивным.

  2. Все умозаключения, в которых мысль движется от частного к общему, считаются индуктивными умозаключениями. В данном умозаключении мысль движется от частного (домра, лютня, банджо, домбра, гитара) к общему (струнные инструменты).



Проявлять общее представления о музыкальных обозначениях и музыкальных инструментах.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы.

Доказать, что прима не является аккордом.


Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Подведение под понятие.


2.

Проверить правильность формулировки умозаключений.

  1. Домра сделана из дерева, имеет гриф.

Банджо сделана из дерева, имеет гриф.

Лютня сделана из дерева, имеет гриф.

Домбра сделана из дерева, имеет гриф.

Гитара сделана из дерева, имеет гриф.

Домра, банджо, лютня, домбра, гитара – это струнные инструменты.

Все струнные инструменты сделаны из дерева, имеют гриф.


  1. Аккорд(Р) – Интервал (М).

Терция (S) – Интервал (М).

Терция – аккорд.


  1. Если домра имеет гриф, сделана из дерева, относится к струнным инструментам,

Если лютня имеет гриф, сделана из дерева

Возможно, лютня относится к струнным инструментам.


  1. Ответ: верное индуктивное умозаключение.

  2. Ответ: неверное дедуктивное умозаключение

  3. Ответ: верное умозаключение по аналогия свойств.

Определить правильность формулировки умозаключений.

Проявлять общее представления о музыкальных инструментах.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3.

По данным посылкам сформулировать выводы умозаключений.

  1. Все струнные инструменты сделаны из дерева, имеют гриф и лады.

Гитара – струнный инструмент

??????????????????????????????

  1. Все медно - духовые инструменты сделаны из меди, имеют муштук и отверстие для выхода воздуха.

Труба – медно – духовой инструмент

??????????????????????????????????


  1. Ответ:

Все струнные инструменты сделаны из дерева, имеют гриф и лады.

Гитара – струнный инструмент.

Гитара сделана из дерева, имеет гриф и лады.

  1. Ответ:

Все медно - духовые инструменты сделаны из меди, имеют муштук и отверстие для выхода воздуха.

Труба – медно – духовой инструмент

Труба сделана из меди, имеет муштук и отверстие для выхода воздуха.

Доказать специфику структурных элементов гитары и трубы.

Проявлять общее представления о музыкальных инструментах.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы.

Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


4.

Ответить на вопрос – суждение в форме умозаключений.

  1. Как доказать, что терция это аккорд?

  2. Как доказать, что вокализ это музыкальное произведение.

Ответ a: Сочетание двух или более звуков это аккорд. Терция является сочетанием двух звуков

Терция является аккордом.

Ответ b: Музыкальные произведения исполняются при помощи голоса или музыкального инструмента.

Вокализ является вокальным и инструментальным произведением

Вокализ является музыкальным произведением.

Доказать, что терция это аккорд.

Доказать, что вокализ это музыкальное произведение.

Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


5.

Восстановить пропущенные посылки в умозаключениях:

  1. Домра сделана из дерева, имеет гриф.

Банджо сделана из дерева, имеет гриф.

Лютня сделана из дерева, имеет гриф.

Домбра сделана из дерева, имеет гриф.

Гитара сделана из дерева, имеет гриф.

???????????????

Все струнные инструменты сделаны из дерева, имеют гриф.

  1. Все интервалы (Р) – аккорды (М).

??????????

Прима не интервал.

  1. Ответ: Домра, банджо, лютня, домбра, гитара – это струнные инструменты.

  2. Ответ: Прима (S) не является аккордом (М).


Проявлять общее представления о струнных инструментах.

Подведение под понятие.













































Задания на развитие общеучебных познавательных универсальных учебных действий.

Задание

Предполагаемый ответ детей

Предметное умение

Познавательные УУД

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Тема урока: «Романс». Предположите, на какие вопросы-понятия необходимо ответить, чтобы построить алгоритм наших действий на уроке, который и позволит отразить цель урока.

Что считается романсом?

Каковы свойства и виды романса?

В чем заключается сущность романса?



Умение составлять вопрос-понятие.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы.


Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Сформулировать вопросы-понятия к заданию: «Сравните комедийную и драматическую оперу».

В каком случае опера считается комедийной?

В каком случае опера считается драматической?

Каким образом драматическая опера отличается от комедийной?

Знания о музыкальном жанре «опера».


Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



3

Сформулировать суждения по карточке № 3, сравнить музыкальные жанры «балет» и «опера», выявив их общие и особенные признаки.

Как опера, так и балет относится к произведению.

Помимо оперы еще и балет имеет либретто.

Сравнивая оперу и балет, можно сказать, что эти произведения являются классическими.


Проявлять знания о различных видах музыкальных жанров «балет» и « опера».


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


4

Составить конспект параграфа № 15 «Опера» в форме вопросов-понятия.

Что называется оперой?

Что считается содержанием оперы?

Что представляет собой каватина?

Что выражает пролог?

Что является увертюрой?

Что такое кульминация?

Каковы свойства и виды оперы?

В чем заключается сущность исполнения оперы?

Составить конспект в форме вопросов-понятий.


Поиск и выделение необходимой информации.

5

Назвать общие и особенные признаки ритма и мелодии

Как ритм, так и мелодия являются составной частью музыкального произведения;

Ритму и мелодии присущи изменения динамики и скорости.

Сравнивая ритм и мелодию можно сказать, что ритм имеет один определенный звук (ноту), а мелодия может состоять из набора разных звуков (нот);

Если мелодия может иметь интервальную систему, то ритм нет;

В отличие от ритма, мелодия может существовать самостоятельно.

Знать отличия ритма и мелодии.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.