Выступление на МО учителей индивидуального обучения на дому
Казанской школы № 61
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: «Применение наглядного материала при обучении предмету Счет для обучающихся с ГУО».
Выступление подготовила и провела: учитель индивидуального
обучения на дому Гафарова С.Р.
2015 г.
Основная задача специальной коррекционной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучаемых, подготовка их к участию в производительном труде и социальная адаптация в современных условиях.
Главная общеобразовательная задача обучения математики – добиться у обучаемого ребенка системы доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессии. Данные ЗУН должны стать достоянием ребенка на всю жизнь.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессом анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и составе числа. Они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен. Поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы практичными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение математике (предмет называется Счет) для данной категории детей должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено системой наглядных пособий.
Система учебных заданий должна быть представлена в строго выдержанной логической последовательности: от простого - к сложному. Новый материал должен вводиться пошагово, небольшими порциями. Для обучаемых, имеющих множественные нарушения в развитии, должен быть индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
У детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью часто бывают проблемы при письме из-за слабо развитой моторики рук. В качестве подготовки руки к письму использую следующие виды работы: 1) Обведи рисунки по пунктирным линиям; 2) Выполни штриховку фигур. (№1)
При изучении чисел следует научить ребенка написанию цифр в одну клетку. Если ребенок испытывает большие трудности при овладении графическими умениями, цифры прописываются в две клетки. Так же используем трафареты чисел, лепку цифр из пластилина, делаем обводку цифры по опорным точкам. (№2)
Для формирования математических представлений, понятий и умений на наглядно-действенной основе в качестве обязательного дидактического материала для этих целей использую геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). (№3)
При выполнении практических работ по образцу эти задания даю дифференцированно, с учетом реальных возможностей (например, при рисовании круга, квадрата, других геометрических фигур использую трафареты, шаблоны). (№4)
На уроках по предмету Счет (2 класс ГУО) использую кассу цифр, счетный материал, шаблоны, предметные картинки, счеты, счетные палочки, числовую линейку, плоскостные геометрические фигуры (разные по цвету и размеру, по форме и названию), карточки, цифры (1,2,3,4,5,0), знаки (+, -, =), трафареты чисел, картинки для составления задач, монеты демонстративные достоинствами в 1р, 2р, 5р. Также использую раздаточный материал (игрушки, поделки из природного материала).
Демонстрация наглядных пособий, используемых на уроке («Домики», «Шары»).
Демонстрация Квадратов (3): «Цифры», «Математические знаки», «Геометрические фигуры».