СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение тестирования на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  о применении тестирования на уроках чтения в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Применение тестирования на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида»

Применение тестирования на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира, а последние годы все шире применяется у нас в России. Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Попробовать ввести тестирование на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида я решила с целью повышения интереса учащихся к предмету, разнообразия различных этапов урока и использования новой формы контроля ЗУН.

Что такое тест?

В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест - это задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Преимущества тестирования:

  • Развивает мыслительные операции учащихся.

  • Формирует навыки самоконтроля, самостоятельности.

  • Может служить объектом познания.

  • Быстрота проверки.

  • Возможность проверки одновременно всех учащихся класса.

  • Способствует накопляемости оценок.

Тестирование имеет и ряд недостатков:

  • Исключение из процедуры контроля устного речевого компонента.

  • Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.

  • Сложность проверки глубины ЗУН.

  • В тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа).

Проводя тестирование в коррекционной школе VIII вида, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Предусмотреть время и продолжительность тестирования на уроке (т.к. при однообразной работе снижается внимание учащихся).

  • Дать ученикам чёткую инструкцию перед началом выполнения работы.

  • Не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат).

  • Проводить анализ результатов тестирования оперативно.

  • Анализ результатов должен носить диагностический характер, быть эффективным средством корректирования.

                         

Требования к тестовым заданиям по чтению в коррекционной школе VIII вида:

  • При чтении ученик должен хорошо понимать, что необходимо выполнить, поэтому тестирование доступно только для читающих и понимающих смысл прочитанного.

  • Формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими.

  • При составлении тестов необходимо учитывать уровень психофизических возможностей учащихся.

Тесты, которые я использую на уроках чтения можно разделить на две категории - традиционные и специфические.

Виды традиционных тестовых заданий:

1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).

а) Задания с выбором одного правильного ответа.

б) Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Тест «Биография и творчество Чехова»

  1. Имя и отчество Чехова?

  • Александр Сергеевич

  • Михаил Юрьевич

  • Антон Павлович

  1. Где родился Чехов?

  • Москва

  • Таганрог

  • Тарханы

  1. В какой университет поступил учиться Чехов?

  • Санкт-Петербургский университет

  • Московский университет

  • САФУ

  1. Кем работал Чехов по окончании университета?

  • учителем

  • библиотекарем

  • врачом

  1. С какой целью Чехов совершил поездку на о. Сахалин?

  • отдыхал

  • вёл перепись населения

  • рисовал картины

  1. Какими псевдонимами подписывался Чехов?

  • «Антоша Чехонте»

  • «Брат моей сестры»

  • «Брат моего брата»

  1. Какие юмористические произведения принадлежат Чехову?

  • «Кот и Повар»

  • «Хамелеон»

  • «Лошадиная фамилия»

  1. Какие рассказы о детях принадлежат Чехову?

  • «Ванька»

  • «Дети подземелья»

  • «Мальчики»

  1. Какие рассказы о животных принадлежат Чехову?

  • «Заячьи лапы»

  • «Каштанка»

  • «Белолобый»

в) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации).

Тест «Произведения русской литературы XIX века»

Выбери один неправильный ответ

  1. Жуковский Василий Андреевич

  • «Три пояса»

  • «Лиса и тетерев»

  • «Перчатка»

  1. Крылов Иван Андреевич

  • «На заставе богатырской»

  • «Кот и Повар»

  • «Волк на псарне»

  1. Пушкин Александр Сергеевич

  • «Барышня-крестьянка»

  • «Руслан и Людмила»

  • «Бородино»

  1. Лермонтов Михаил Юрьевич

  • «Тучи»

  • «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • «Морская царевна»

  1. Гоголь Николай Васильевич

  • «Это утро, радость эта…»

  • «Майская ночь, или Утопленница»

  • «Ночь перед Рождеством»

  1. Некрасов Николай Алексеевич

  • «Рыцарь на час»

  • «За морем синичка не пышно жила…»

  • «Саша»

  1. Фет Афанасий Афанасьевич

  • «На заре ты её не буди…»

  • «Помню я: старушка няня…»

  • «Няне»

  1. Чехов Антон Павлович

  • «Лиса и тетерев»

  • «Злоумышленник»

  • «Пересолил»



г) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями).

Тест по теме «Устное народное творчество»

  1. Краткое высказывание, подбираемое к разным случаям жизни.

  2. Небольшое музыкально-поэтическое произведение.

  3. Героическое сказание, сложенное народом Древней Руси.

  4. Рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает.



Сказка





Былина



Пословица





Народная песня







2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа).

а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи, закономерности, знание формулировок).

Тест «Пословицы и поговорки»

  1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не ____________________.

  2. Дело мастера ___________________.

  3. Делу время, потехе ______________.

  4. Труд человека кормит, а лень _________________.

  5. Век живи – век ___________________.

  6. Без труда не выловишь и рыбку из ________________.

  7. Не рой другому яму, сам в неё ____________________.

  8. Уговор дороже __________________.

  9. Семь раз отмерь, один раз ________________.

  10. Друг познаётся в _________________.



б) Задания на установление правильной последовательности.

Тест

Чехов Антон Павлович

«Пересолил»

Восстанови последовательность частей рассказа «Пересолил»

  • Опасная дорога.

  • Примирение.

  • Поиски почтовых лошадей.

  • Замерзающий в одиночестве землемер.

  • Ложь землемера от страха.

  • Наём частного извозчика.

  • Поведение возницы от страха.



Виды специфических тестовых заданий:

1. Клоуз-тесты (вставить в отрывок из текста пропущенные слова). Особенно интересны эти тесты при изучении поэзии.

Клоуз-тест

Сергей Есенин

«Собаке Качалова»


Дай, Джим, на счастье ____________ мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.


Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое ______________,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.


Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него ______________ бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.


Ты по-собачьи дьявольски ______________,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.


Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не ________________?


Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно _______________

За всё, в чем был и не был виноват.



2. Ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст).

Ченч-тест

Сергей Есенин

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,
От огня туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать весны седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Чёрный месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.



Вывод

Анализируя использование тестового контроля на уроках чтения, я пришла к выводу о том, что учащиеся коррекционной школы VIII вида неплохо справляются с этим видом деятельности. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестированные задания в своей практике, я убедилась, что даже дети со слабым уровнем обученности с удовольствием и интересом берутся за работу над тестами. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы.  Они позволяют организовать на уроках  деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый тестовый контроль в совокупности с традиционными методами повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно.