Разработка педагогического сценария на тему «Школа будущего».
Разработано учителем ИЗО и технологии Грабор А.А. в соавторстве с учениками 7 классов
1
На этапе моделирования планируется:
- разработка целей (общей идеи, концепции) создания педагогического проекта
- Постановка задач проектной деятельности для учащихся
- Моделирование процессов или ситуаций и основных путей их достижения
На этапе проектирования (создание проекта) осуществляется дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования
На этапе конструирования
произвоится дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений
Актуальность проекта
Курс ИЗО и технологии в 7 классах предоставляет много возможностей для включения ребят в проектно-исследовательскую деятельность. Например, в период изучения курса ИЗО по программе А.С. Питерских, Г.Е Гурова (школа Неменского) «Дизайн и архитектура в жизни человека», а именно разделов, связанных с макетированием экстерьеров и интерьеров зданий и сооружений, а также разработкой технических планов помещений. Как показывает практика, обучающимся интересно заниматься разработкой данных архитектурных объектов и сооружений.
Мы проживаем в маленьком селе на Дальнем востоке и нашей школе в этом году исполнилось 145 лет ! Школа очень старая и к тому же, не рассчитана на такое большое количество детей, которые в ней вынуждены тесниться из-за отсутствия альтернативы, ведь другой школы в нашем селе нет. А ведь очень хочется чтобы появилась, причем в самое ближайшее время! Проблема весьма актуальна и поэтому мы решили привлечь к ней максимум внимания местных властей и решили помочь им увидеть своими глазами какой пректасной и современной может быть школа будущего в нашем родном селе.
Цель проекта
Обратить внимание властей местного и регионального уровня на острую проблему нехватки учебных площадей в нашей школе и старость конструктивных элементов здания и подтолкнуть их к инициализации строительства здания новой школы – школы нашего будущего, современной школы для наших детей.
Задача проекта
Разработать проект школы будущего и воплотить его в виде макета, составив всю сопутствующую документацию по оснащению данной школы.
Поиск идей для осуществления проекта
- В качестве средства для поиска идей мы решили использовать методику «МОЗГОВОГО ШТУРМА».
- Ребята за предоставленный час на обсуждение ситуации предлагали самые разные идеи, которые подробно протоколировались, а затем обсуждались и рационализировались.
- В это время преподаватель был в роли стороннего наблюдателя, лишь слегка направляя ребят в поиске. (иначе говоря, педагогу досталась роль модератора )
В итоге, мы получили огромное количество интересных замыслов и идей, которых хватит еще на парочку следующих проектов!
Процесс реализации проекта
- Как способ реализации проекта дети рассматривали несколько векторов (направлений):
- Сделать все по старинке и использованием привычного набора инструментов для проектирования и макетирования (бумага, клей, карандаши и пр.)
- Воспользоваться достижениями современного прогресса и применить в создании проекта компьютерные технологии, а в частности программы, позволяющие осуществлять построение плоскостных и объемных чертежей и проекций зданий и сооружений.
Конечно же, современные дети с радостью выбрали идею №2, так как здесь представлялась возможность совместить полюбившиеся детям гаджеты и работу над проектом.
В данном случае педагог был наравне со всеми участниками проектной команды и вместе с ними принялся бороздить просторы интернета для поиска информации о программах- архитектурных планировщиках и наравне с детьми пробовать их в деле, чтобы во-первых освоить, а во-вторых определить лучшую программу для создания проекта «Школа будущего».
В такой ситуации (педагог и дети наравне) дети явно чувствовали себя на высоте, а в каких-то моментах даже подстегивали педагога догнать и перегнать их острые умы в процессе освоения сложных компьютерных программ. Педагог давал им возможность почувствовать свою значимость и незаменимость в данном проекте.
Такты разворачивания проектной деятельности
- Работа над проектом началась с описания некоторой идеальной модели школы будущего
- Затем идеальная модель была адаптирована к реальным условиям и дети приступили к разработке прототипа здания
- Для этого вся команда разделилась на группы (каждый выбрал себе то направление деятельности, которое было именно им по душе: проектировщик, конструктор, технолог, программист, нормировщик и т. д.) При этом педагог участвовал в роли куратора, который поддерживал интерес детей к деятельности и мягко устранял разногласия между участниками (разногласия возникали в том, что некоторые участники группы хотели участвовать во всем, а получалось, что толком не могли сосредоточиться на конкретной задаче и их внимание рассеивалось). Педагог помогал сфокусироваться на тех знаниях, которые необходимы для эффективной работы команды.
Деятельность педагога на разных стадиях жизненного цикла проекта «Школа будущего»
- Конечно же, чтобы руководствоваться в процессе разработки проекта проверенной и надежной информацией, добытой детьми из различных источников, мне как педагогу пришлось взять на себя роль фильтра , или иными словами человека, который проверяет достоверность источников информации,
- также приходилось немного сдерживать буйную фантазию детского коллектива, взяв таким образом на себя роль заказчика , вводя определенные ограничения и допущения по проекту.
- Конечно же важная роль в этом проекте для меня как педагога – была роль методиста. Таким образом контролировалась содержательная часть проекта и его ресурсное обеспечение.
Эпизод сценирования проекта «Школа будущего» в части разработки и освоения методов и программ по 3D моделированию.
- Детям было предложено сделать «красиво» интерьеры классов в новой проектируемой школе, а так как рисовать по старинке они сочли «прошлым веком», мы дружно взялись за изучение графических редакторов и программ по пространственному моделированию интерьеров.
- В ходе разработки данного проекта нами были изучены и освоены:
Microsoft Visio
Planoplan
Sweet Home 3d
Adobe Photoshop
Gogle Scetch Up
Home Plan pro
3d Max
В ходе дальнейшей работы от некоторых из них пришлось отказаться ввиду различных причин (сложность освоения, долгое проектирование, недостаточность инструментария и т.д.)
В итоге получили не только красивые интерьеры, но и приобрели навыки работы в графических редакторах, что однозначно пригодится им и в других проектах и в дальнейшем в жизни.
Итог работы команды
- Разработан объёмный макет здания школы будущего (экстерьер)
- Разработан поэтажный план школы будущего
- Разработаны с помощью специальных компьютерных программ и широко представлены в виде 2 D и 3D графики современные интерьеры классов, спортивных и актовых залов, библиотеки и прочих помещений в школе будущего.
- Разработана техническая документация и технические планы помещений школы будущего.
- Данные разработки представлены на школьной краеведческой конференции
- Разработки переданы в администрацию села для дальнейшей проработки и инициализации начала строительства школы
Примечание:
Таким образом, проблема была выявлена, цель определена, задача поставлена. Способ решения предложен. Осталось дело лишь за малым: реализацией замысла органами местного самоуправления и региональными властями