СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края - Урал в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края - Урал в ДОО»

Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края -Урал в ДОО.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

(Волков Геннадий Никандрович).


Формирование высокообразованного, хорошо воспитанного поколения тесно связано с региональный компонентом в нравственно-патриотическом образовании дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины. Патриотическое воспитание должно быть тесно связано с историей страны,  родного города, края.  Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром .Ребенка необходимо  научить жить в обществе по законам нравственности, воспитать в дошкольнике любовь и заботу о близких, о родном городе, о крае, о Родине, а также интерес к творчеству народа Урала, ее истории, к культурному наследию Урала и Росси в целом. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. Надо научить и сформировать у ребенка иметь чувство уже в дошкольном возрасте, быть привязанным к Родине, людям, своему окружению, быть ответственным в делах и поступках. Для начала необходимо научиться восхищаться окружающей красотой вокруг себя.

Для того чтобы успешно работать над формированием социально-личностной культуры дошкольников через  приобщение   к традициям, культурному наследию  родного края, общества, государства и семьи, основам русской народной культуры необходимо пополнить образовательную среду ДОУ,  создать новые условия для реализации программы. Поэтому мы ставим перед собой цель сформировать у детей ценностное отношение к культурному наследию Урала через  знакомство с жизнью и бытом народа,  традициями  родного края.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

При работе с детьми в ДОУ мы стараемся научить детей:

- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России, Урала и родного города.

-осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях народов;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;

- изучение народных художественных промыслов народов Урала;

-расширение знаний о народном фольклоре.

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие народы.

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, народные промыслы, которые складываются годами и передаются от поколения к поколению. В нашем современном мире, где каждый человек живет своей жизнью, коренные народы Урала сохранили свою самобытность, и живут, не меняя образа жизни, сохраняя свои традиции.

Урал является древнейшим центром художественных промыслов: резьбы по кости, художественной обработки кожи и меха.

У коренного уральского населения развивались различные виды прикладного искусства. Все они тесно связаны с хозяйственным бытом и традиционным мировоззрением. К древнейшим временам восходят обработка дерева и бересты, кости и металла, изготовление узорных тканей и вязаных изделий. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, жилища, применяемым и поныне у многих народов Урала.

Жившие в лесной таежной зоне коми, удмурты и манси изготавливали для себя разнообразную резную деревянную утварь для хранения продуктов и приготовления пищи: корытца, чашки, солоницы, ложки, ковши.

Важное место в быту занимали предметы из бересты и корня.

Широко бытовали коробицы, чуманы, заплечные пестери, туеса, наплечные сумки-пещорки, куды и корзины для хранения сухих продуктов.

Приемы обработки дерева были общераспространенными, но у некоторых народов Урала деревянные вещи отличались своеобразием. Например, у охотников и рыбаков коми-зырян и коми-пермяков широко бытовала большая солонка в виде водоплавающей птицы.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.