СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приобщение детей к мордовской национальной культуре»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, распада прежней иерархии социальных ценностей, особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Этот процесс происходит наиболее оптимально при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Приобщение к народным традициям и культуре своего народа раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

 

Просмотр содержимого документа
««Приобщение детей к мордовской национальной культуре»»

Представление педагогического опыта воспитателя

МАДОУ «Детский сад №94»

Ефремовой Натальи Евгеньевны


«Приобщение детей к мордовской национальной культуре»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, распада прежней иерархии социальных ценностей, особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Этот процесс происходит наиболее оптимально при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Приобщение к народным традициям и культуре своего народа раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

«Приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре» является актуальной в современном мире. Результаты анкетирования родителей выявили актуальность данной проблемы: незнание своей культуры, истории, традиций, равнодушие к этим вопросам некоторых родителей. Всё это позволило сделать вывод о необходимости активизировать работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Теоретическая база опыта.

В работе использую программы и методическую литературу по приобщению дошкольников к национальной культуре:

1.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» изд. О.В. Бурляева и др.

2.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа» О.П. Князева, М.Д. Маханёва

3.Мордовские народные сказки. В обработке Т.К.Самородок.

4.Хрестоматия к программе «Валдоня» Автор сост. Е.Н. Киркина

5.Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»

Цель  проекта – приобщение детей к мордовской национальной культуре.

Задачи:

- развивать интерес к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчество, детской художественной литературы национальных авторов.

- обеспечить связи культуры народа с детской художественно- практической деятельностью

- развивать способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества

Технология опыта.

Проведённый опрос родителей показал, что в подавляющем большинстве родители стараются возложить работу над этой проблемой на педагогов. Начальным этапе проводилась работа в семейном клубе «У Очага», где были проведены консультации, круглые столы, выставки совместных работ и др.

Вместе с родителями проводилась большая работа по созданию предметно-развивающей среды: организация мини-музея национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка.

По данному направлению разработан перспективный план, цикл тематических занятий:

- «Мордовия – мой край родной» - жизнь современной Мордовии. Включает в себя следующие направления: «Мой город», «Мастера Мордовского края и выдающиеся деятели (художники, поэты, писатели, музыканты)».

- «Мы - юные художники» - художественно –практическая деятельность. Для осуществления поставленных задач подобраны наглядные и методические пособия, произведения художественной литературы, образцы народного искусства, дидактические игры.

- «Украшения наших бабушек», специально организованные занятия и совместная деятельность в содружестве с родителями и самостоятельная деятельность детей.

- «Мир мордовских сказок и легенд», включает в себя: путешествие в мир сказок и легенд, работу над созданием сказочных героев (в рисовании, лепке, ручном труде), театрализованную деятельность по мотивам мордовских сказок и легенд.

Решение в рамках каждого тематического цикла предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.

Работа с детьми предполагает следующие направления:

- художественно-эстетическое развитие детей, на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, мордовского декоративно-прикладного искусства;

- историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями Мордовского края;

- физическое развитие детей через использование подвижных игр.

Устное народное творчество является главным средством активации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки.

Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Они являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас детей.

Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дети горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. У них ярко проявляется эмоциональность восприятия тех произведений, в которых есть напряженность, драматические места. Чутко и живо дети реагируют на юмор. Мои воспитанники с большим интересом и желанием слушают рассказы и сказки, лирические и шуточные стихи, загадки, потешки.

Мордовское народное искусство представляет яркое самобытное явление нашей современности. Среди искусств других народов и народностей, входящих в состав Российской Федерации, художественное творчество мордвы выделяет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.

Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающих поколений не только как продукты человеческой деятельности, отдельной эпохи или народа, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Данный вид искусства несёт в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

Дети получают много информации о культуре народа, о родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Анализ результативности.

Проанализировав все полученные результаты за два года, можно сделать вывод, что, работая над темой «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре», удалось реализовать поставленные задачи. У детей сформированы новые представления о социальной действительности, дети положительно настроены к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру эрзянского народа, научились петь эрзянские песни, с интересом выполняют задания декоративно-прикладного характера (аппликация, рисование, ручной труд). Активное участие по данному проекту приняли родители воспитанников.

Трудности и проблемы при использовании опыта.

Трудоёмкость в использовании опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

Адресносные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей старшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщение детей к мордовской национальной культуре.

Опыт работы представлен для педагогов ДОО г. Саранска на международной научно-практической конференции, методических объединениях, педсовете.