Н. В. Приснакова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Хотимска» Могилёвской области
Обобщение изученного о сложносочинённых предложениях IX класс
Цели урока:
обучающая: обобщить и систематизировать знания о сложносочинённых предложениях, совершенствовать навыки построения схем сложносочинённых предложений, постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;
развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать;
воспитательная: создать ситуацию, способствующую воспитанию любви к родному краю.
Учащиеся должны: знать сложные предложения разных типов, группы сложносочинённых предложений по значению и союзам; уметь определять смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений, расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, аудиозапись.
Эпиграф:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей уносит ветер вдаль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
С. Есенин
Организационный этап.
— Добрый день. Наш урок я хотела бы начать стихотворением Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Какова тема этого стихотворения? (Осень.) Не каждому человеку дано оценить ту красоту, которая нас окружает. Для поэта, художника природа — источник радости и вдохновения, а для наших уроков художественные произведения — практический материал для работы.
Актуализация знаний учащихся.
Есть ли в этих строчках сложносочинённые предложения? Найдите их. Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.
Постановка целей урока учащимися.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Сложносочинённое предложение — это...
Сочинительные союзы делятся на три группы...
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, не отделяются запятыми, если...
В сложносочинённом предложении между его частями ставится тире, если...
В сложносочинённом предложении между его частями ставится точка с запятой, если...
Повторяющимися могут быть такие сочинительные союзы...
Проверка упражнения, заданного на дом.
Систематизация и закрепление материала.
Задание 1
Найдите сложносочинённое предложение. Запишите предложение, выделите грамматическую основу, укажите значение союза.
Луна сияла, сентябрьская ночь была тиха, изредка поднимался ветерок, лёгкий шорох пробегал по всему лесу.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
Высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
Скромно вошла осень в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.
Задание 2
Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзами разных групп. Запишите. Укажите значение союза.
В лесу тихо-тихо. Пахнет грибами и прелой хвоей.
Вьётся седая паутина. Чувствуется дыхание осенней поры.
Слишком морозит. Моросит дождь.
Задание 3
Распределите предложения по группам в зависимости от смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения. Начертите схемы предложений.
Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков (А. 17. Чехов).
Изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду (А. С. Пушкин).
Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К. Г. Паустовский).
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой.
(А С. Пушкин)
Задание 4
Из сложносочинённых предложений выберите то, в котором запятая между частями не ставится (знаки препинания не расставлены). Запишите предложения, постройте их схемы.
Начался сильный дождь и всё вокруг быстро намокло.
В это время года горные реки коварны и вода в них особенно холодна и прозрачна.
Вода спала и мостовая открылась.
Физкультминутка (релаксационная пауза)
— Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по осеннему парку.
Звучит спокойная музыка, учитель читает стихотворение.
Опавшие листья шуршат под ногами,
Всю землю укрыв разноцветным ковром,
Деревьев осенних холодное пламя
Сверкает на солнце прощальным костром.
А ветер играет рябиновой веткой,
И гроздья мелькают в осенней листве.
В народе давно существует примета,
Что много рябины — к холодной зиме.
Последних ромашек глазки золотые
Напомнили вновь об ушедшем тепле,
И капли росы, словно слёзы живые,
С их белых ресничек текут на заре.
А ветер всё гонит опавшие листья,
И клином печальным летят журавли.
Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,
Билетиком жёлтым помашет вдали.
Задание 5
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите сложносочинённые предложения, подчеркните в них грамматические основы, постройте схемы (текст из сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения на II ступени общего среднего образования).
Золотой денёк
Золотой осенний денёк. Кругом тишина. Лишь (из)редка прокурлыч..т в небе отлетающие журавли или пролетит с призывным криком кулич..к. Земля принесла свои богатые плоды и теперь точно соб-.рается на П..КОЙ и отдых.
Дорога мягкая, словно хороший ковёр. Дожди см..чили землю и теперь она скрадыва..т и топот конских копыт и ш..рох собач..их ног. Лес сильно пор..дел но всё ещё р..скошен в своём осей..ем уборе. Яркими полосами уходят (в)даль сизые, покрытые ноч(?)ной росой зеленя. В глубоко дыпк.щую грудь проникает густой воздух и пряный ар..мат увядающ..й листвы.
То появит(?)ся в разрывах обл.жов солнце то опять закроет его свет их бегущая мае..а. Вот побежал по вершинам деревьев солнечный луч(?) и (красно)лиловая листва заискрилась, заблистала. Потом луч(?) сошёл с леса побежал по полям по рыж..му жнивью засв..ркал на яркой зелени озимей. (За)тем в..летел на пр..горок пропал показался ещё раз и скоро потух скрывшись по ту сторону возвышен..ости. На (не)которое время всё опять поблекло пот..мнело. Потом туч(?)ки сошли открыли солнце и во все стороны поб..жали широкие просторные золотые пол..сы (по Н. Минху).
Задание 6
Найдите сложное предложение:
а) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
б) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
в) Ему приятно всё: и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
г) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
д) Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Найдите сложносочинённое предложение:
а) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
б) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
в) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
г) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
д) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
Найдите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно:
а) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
в) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
г) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
д) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
а) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
б) Охотник укладывал и носил камни не отдыхая.
в) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
г) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
д) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Найдите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
а) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
б) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
в) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
г) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
д) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Найдите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
а) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
б) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
в) Только изредка прошумят старые вербы или прогудит высоко над домом самолёт.
г) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
д) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
Найдите сложное предложение:
а) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
б) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
в) Она говорила скучновато, очень медленно и внятно.
г) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
д) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
а) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
б) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
в) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
г) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
д) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
Рефлексия.
На обратной стороне листа с тестом представлена таблица.
Оцениваю |
Положительно | Отрицательно |
| |
— Если полученная информация оказалась полезной и урок вам понравился, поставьте в соответствующую графу таблицы «+», если не понравился, поставьте «-».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя».