Введение
Актуальность исследования. Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развития ребёнка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой родного языка. Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционного - логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма.
Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.
Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности.
Несмотря на длительную историю изучения дизартрии, многое в этой проблеме остается спорным.
Описание влияния дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников есть в работах Беккер К.П., Совак М., Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевской С.И., Винарской Е.Н., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В., Мелеховой Л.В., Правдиной О.В. и др.
Предмет исследования – нарушение звуковой стороны речи.
Объект исследования – влияние дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников.
Цель исследования – изучить влияние дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников.
Задачи исследования:
изучить литературу по теме исследования;
дать характеристику звуков русского языка;
определить систему формирования звуковой стороны речи при нормальном и нарушенном речевом развитии;
дать описание нарушений произношения у детей с дизартрией
сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ специальной литературы по логопедии.
Структура работы: работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения в норме и патологии
Характеристика звуков русского языка
Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков
Звуки речи - это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах: с акустической, артикуляционной и функциональной (смыслоразличительной) стороны.
Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота.
По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.
По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные. Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные.
По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.
Так, например, звук [о] - вокальный, неконсонантный, сильный, низкий, а звук [д] – невокальный, консонантный, слабый, высокий.
Артикуляционная классификация рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции. [5, с. 89]
Артикуляция – это работа органов речи: легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др. [5, с. 90]
Артикуляция состоит из трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.
Экскурсия – это начальный момент, когда органы речи готовятся к произношению.
Выдержка, или центральный момент, - это момент произношения звука, его звучания.
Рекурсия – заключительный момент, когда органы речи завершают произношение.
При артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и небо. Например, звук [у]образуется посредством губ (они округлены), а звук [р] – вибрацией кончика языка.
Функциональная (смыслоразличительная) классификация заключается в том, что звук может различать звуковые оболочки слов и их форм. Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слова, называются фонемами. Например, звуковые оболочки слов лом, сом, ром, дом различаются фонемами , , , , а слова вол, вал- фонемами , . [5, с. 93]
Все звуки традиционно делятся на два основных разряда: гласные и согласные.
Деление на гласные и согласные напрямую связано с особенностями произношения и причисление звука к той или иной группе зависит от того, какие произносительные органы и как участвуют в его образовании.
Гласные и согласные звуки отличаются рядом особенностей:
1) акустикой: гласные образуются только голосом; согласные – либо сочетанием голоса и шума; либо только шумом;
2) артикуляцией: при образовании гласных органы речи не создают преграды, поэтому воздух свободно проходит в полость рта; при образовании согласных органами речи создается преграда;
3) со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными особенностями, нежели гласные; например, если в слове рукав при произношении опустим сначала согласные (р, к, в), а потом гласные (у, а), то очевидно, что по согласным можно угадать слово, а по гласным – нельзя.
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой. Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки русского языка
Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса. [7, с. 147]
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.
При произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка).
По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные, – [и], [э], [ы], [а]. [7, с. 149]
При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о]отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у].
По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.
Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке является звук [а],характеризуется минимальным подъемом языка.
Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема.
Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у]– [о] – [а].
По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда.
При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э],передняя часть спинки языка движется к твердому небу.
Образование гласных заднего ряда – это звуки [у], [о] – происходит при движении задней части спинки языка к мягкому небу.
Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.
Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести подряд, например, звуки [и] – [ы] – [у]. [8, с. 183]
Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях. Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие. В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель. Под ударением различаются все шесть гласных звуков. В безударном положении вместо [а], [о], [э] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м'иэста], [ч'иэсы], [п'иэт'орка], [с'иэло]. Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков. Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся. В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла. В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например: перевёз - [п'ьриэв'ос], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавос] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука). Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)». Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции. Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.
В русском языке 36 согласных звуков.[8, с. 136]
Звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются согласными.
В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:
1) [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'];
2) [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'];
3) [х], [х'], [ж], [ш], [ц];
4) [ч'], [ j ].
Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):
1) по участию голоса и шума;
2) по месту образования;
3) по способу образования;
4) по наличию или отсутствию палатализации («смягчения», от лат. palatum – небо).
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus – звучные) и шумные.
Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [ j ].
Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и шумные звонкие.
Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б'], [в], [в'], [г].
Шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'].
Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б'] – [п'], [в] – [ф], [в'] – [ф'], [д] – [т], [д'] – [т'], [з] – [с], [з'] – [с'], [ж] – [ш], [г] – [к], [г'] – [к'].
По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования. [8, с. 153]
1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.
а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б'], [п'], [м']) и губно-зубные ([в], [в'], [ф], [ф']).
При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).
б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.
В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д'], [т'], [н'], [з'], [с'], [л'], а также [ц], [ч'].
В составе переднеязычных выделяются:
1) зубные: [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [н], [н'], [л], [л'].
Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.
Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.[9, с. 184]
К среднеязычному звуку относится только [j].
Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г'], [к'], [х'].
2. По способу образования шума согласные делятся на:
А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б'], [п'], [д'], [т'], [г'], [к'].
Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в'], [ф], [ф'], [з], [з'], [с].
В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч'] и [ц]. При произношении звуков [ч'] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч']), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с].
Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р'].
Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']. Так, при образовании звуков [л] и [л'] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л'] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м'] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н'] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м'], [н], [н'] называются носовыми.[9, с. 82]
3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б] – [б'], [п] – [п'], [в] – [в'], [ф] – [ф'], [д] – [д'], [т] – [т'], [л] - [л'], [м] – [м'], [н] – [н'], [р] – [р'], [с] – [с'], [г] – [г']. При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью.
Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума. В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие. Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с]. Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч'], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [г]. Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] - [д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [с'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х']. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ш'], [ч'], [т']. В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове. Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в'] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми. При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт']; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [проз'ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп].
Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.[3, с. 81]
Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
а) отстает психическое развитие ребенка;
б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);
г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет - подготовительный; от 2-х лет и далее - этап самостоятельного становления речи.
Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития:[1, с. 206]
1-й - подготовительный (с момента рождения - до года);
2-й - преддошколъный (от года до 3 лет);
3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й - школьный (от 7 до 17 лет).
Обучение произношению детей с фонематическим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Всегда следует учитывать, что при любом виде фонематического недоразвития неполноценным оказывается и слуховое восприятие. В процессе формирования звукопроизношения должно быть сформировано умение четко различать противопоставленные друг другу фонемы. «Формирование фонем, завершающее усвоение языковой системы языка, - пишет А.Н.Гвоздев, - происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешиваемых звуков и их устойчивое использование для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией… Система фонем и возникает тогда, когда устанавливается разветвленная сеть противопоставлений, разграничивающих, например, взрывные и фрикативные, носовые и неносовые, твердые и мягкие и т.д.». [2, с. 142]
Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих звуках, р и л, реже – звонких и глухих, твердых и мягких, взрывных и фрикативных.
При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков и их употребления в речи. Аморфное, неотчетливое произнесение ряда звуков.
Недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, с и ш заменяются мягким звуком ш. При этом ребенок произносит, например, ш'апка вместо шапка и ш'ани вместо сани. Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, например, вместо р произносится л', вместо ш – с, вместо ш – ф. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более простыми по артикуляции взрывными т, т', д, д'. Так, например, ребенок произносит тапка вместо шапка, тани вместо сани, дук вместо жук и т.п Нестойкое употребление в речи звуков. В этом случае одно и то же слово ребенок произносит в разных контекстах или при неоднократном повторении.
Смешение звуков в речи. В одних случаях ребенок употребляет звуки правильно, в других их взаимозамещает.
Могут быть выявлены также и следующие недостатки произношения: одноударное произнесение звука р.; щечное или губное произнесение ш, ж; сходное с у, ы или в произнесение л. Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции.
Нередко на фоне общего фонематического недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся дефектно. Так, например, звук р может быть горловым, боковым, щечным; произнесение свистящих и шипящих звуков может носить боковой или межзубный характер и т.п.
Характер произношения звуков детьми с фонематическим недоразвитием указывает на то, что они недостаточно хорошо различают звуки на слух.