СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемные технологии»

Технологическая карта урока русского языка с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Тема урока, 6 класс: «Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных»

Задачи урока:

1) (обучающие: предметные ЗУН) : научиться выбирать и использовать полученные знания.

2) (развивающие: УУД) :

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Регулятивные: планировать, оценивать результаты работы.

Коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3) (воспитательные: личностные качества или УУД) :. устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Этап урока

Планируемые результаты (предметные, УУД)

Содержание деятельности (взаимодействия)

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Организационный момент

Личностные: самоопределение (самостоятельность)

Приветствие. Настрой учащихся на работу.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

Регулятивные

:определение темы и цели урока.

Познавательная: постановка цели деятельности.


Прочитайте слова (записаны на доске):

Осенний, искусственный, экскурсионный, овсяный, репетиционный, ветряной, ответственный; медленный, лебединый; лошадиный, гостиная, соловьиный, змеиный, коренной, торжественный, телефонный; кожаный, общественный, свиной.

- Какими частями речи являются записанные слова?

- Выделите их суффиксы.















- Что интересного заметили?















(побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?















Над какой темой будем работать?


Читают









Прилагательными.

Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.

Среди этих прилагательных есть те, которые имеют в суффиксе Н, а есть те, которые имеют НН.



Почему в одних суффиксах имён прилагательных пишется Н, а в других НН? (Учебная проблема как вопрос).



(формулируют тему урока): Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

3.Первичное усвоение новых знаний.


Познавательные: поиск необходимой информации.

Регулятивные: Понимание и осознание задачи, осознание возникшей проблемной ситуации


Запишите тему урока.

Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных?









Все с этим согласны? Все ли относительные прилагательные пишутся с Н?

















Какие ещё есть гипотезы?







С этой гипотезой все согласны?



































Учитель: Другие гипотезы есть?




Н пишется в относительных прилагательных (Ошибочная гипотеза)

Прилагательное экскурсионный – относительное, но пишется НН;

Прилагательное лебединый – притяжательное, но пишется Н.



НН пишется на стыке корня и суффикса

В словах осенний, коренной и телефонный действительно НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах искусственный, экскурсионный, репетиционный, ответственный, медленный, торжественный, общественный – НН именно в суффиксе


4.Физминутка.


Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами: Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.) Мы летать устали что-то, Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.) И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. ( повороты туловища вправо и влево.) По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок - Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.) Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

Дети выполняют движения. Развивают координацию движений, согласовывают движения с речью.

5.Воспроизведение нового знания

Коммуникативные: участие в диалоге, в общей беседе, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: понимать учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности.


Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?





Какую закономерность заметили?













Как проверить вашу гипотезу?













Что дала проверка?































Сформулируйте общий вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН?

























А теперь обратите внимание на слова, написанные на доске: стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили?





Какой возникает вопрос?













Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания



Мы с вами оказались в ситуации, когда для решения проблемы нам не хватает знаний. Поэтому предлагаю прочитать учебник и после этого объяснить причину такого необычного написания.

Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН?

О какие ещё исключениях вы узнали?















Запишите в тетрадь слова-исключения.


Н и НН. (Группируют слова).

Н пишется в суффиксах –ин, –ан, –ян; НН – в суффиксах –енн, –онн, (Решающая гипотеза).

Выпишем в первый столбик слова с Н, а во второй – с НН и посмотрим на их суффиксы.

Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н

): прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н.

Это прилагательные с суффиксами -ян у которых почему-то в суффиксе пишется НН.

Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН?



(выдвигают свои предположения)










Это исключения из правил.

Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный.


6.Рефлексия

Регулятивные: оценка результатов работы

Личностные: личностное самоопределение

 Учитель: Так как же мы решили проблему?
















Где мы можем подтвердить правильность нашего суждения?

Откройте учебник и прочитайте правило в слух.


в именах прилагательных, образованных от существительных, Н пишется в суффиксах –ан, -ян, -ин, НН пишутся в суффиксах – онн, енн и с основой на н.




в учебнике

7.Домашнее задание


1.Выучить правило на стр.186(всем)

2.Составить алгоритм применения изученного правила(по выбору)

3.На основе изученного материала составить словарный диктант (10-15 слов)(по выбору)

Урок окончен! До свидание!