Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию
С введением ЕГЭ в школе для учителя обществознания появилась дополнительная проблема. Как подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ? Конечно, это не является главной целью деятельности учителя. Но общественность, к сожалению, судит о работе учителя по баллам, которые получили выпускники. Поэтому на учителя ложится дополнительная нагрузка.
Практика показывает, что даже если ученик и заинтересован в успешной сдаче ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Кроме того, ученики глубоко заблуждаются, считая обществознание лёгким предметом. Ведь курс обществознания включает в себя комплекс научных знаний по социологии, экономике, политологии, социальной психологии и философии. В КИМ (контрольно-измерительные материалы) по обществознанию входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. Это огромный материал, который необходимо усвоить. Сложность ЕГЭ по обществознанию заключается в том, что необходимо показать не только знания курса школьной программы, но и общую эрудицию, знание и понимание общественно- политических процессов. Необходимо уметь применять знания из разных школьных предметов.
Даже если учащиеся неплохо знают курс обществознания, можно ли быть уверенным, в том, что он успешно сдаст ЕГЭ и непременно сможет поступить в выбранный вуз? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, может получить низкий балл. В том то и дело, что «надо набить руку». Часто ученик знает тему, но может потеряться в формулировках заданий. Поэтому в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Так и приходится учителю дополнительно заниматься с учащимися после уроков или же отдельные навыки приобретать на уроках. Знания и умения формируются, прежде всего, на уроках и при подготовке к уроку!
Первое, на что надо обращать внимание учителю: ученик должен готовиться к уроку. Современные дети не читают учебник. Конечно, нажать кнопку в телефоне и найти ответ в Интернете намного проще. Но информация запоминается только тогда, когда ученик сам ищет в учебнике материал. Только многократное чтение учебника, самостоятельная работа с текстом позволит осознанно и надолго закрепить учебный материал.
Вторая проблема связана с первой. Если ученики не читают учебник, значит, они не могут правильно писать термины, допускают орфографические ошибки. Успешность выполнения заданий КИМа зависит от правильного написания слов. Одна допущенная ошибка в слове может изменить весь смысл термина или же компьютер просто посчитает ответ неправильным, хотя ученик верно понимает смысл слова. Поэтому очень важно научить грамотно, правильно писать!
Следующая проблема тоже связана с умением читать текст. К сожалению, учащиеся невнимательно читают задания КИМа. Часто в вопросе не видят отрицание НЕ, «за исключением», « только», «все». Ещё хуже, ученики пропускают задания. Задания 2 части КИМа состоят из нескольких вопросов. Например, задание 23 предполагает ответ на три вопроса. Выпускники отвечают на первый вопрос, другие пропускают. В итоге не набирают максимальный балл. Необходимо обратить внимание учащихся на построение вопроса. Отвечать на вопросы задания необходимо строго последовательно. Нередко бывает такое, что ученики оставляют на потом запись одного ответа, а затем вовсе забывают занести на бланк даже готовый ответ.
В обществознании много терминов и понятий. Именно от их знания и понимания зависит успешная сдача ЕГЭ. Мало читать параграфы. Надо учить. А это огромный труд! Нужно не только запомнить термин, но и понять его значение.
Сегодня многие учащиеся школы не обращают внимания на свой почерк. Иногда он просто ужасен. Невозможно понять слово. Необходимо требовать правильного и чёткого написания слова.
Выпускники не умеют правильно сформулировать свою мысль. Конечно, откуда можно этому научиться, если мы не читаем учебник! Необходимо развивать речь, как письменную, так и устную, научить правильно сформулировать предложения. Ведь в развернутых ответах предложения должны быть не на бытовом уровне, а научные. А для этого опять необходимо читать учебник. Именно там ученики видят научное изложение материала.
Современные дети не только не читают учебник, но многие не смотрят научно- популярные передачи, не читают историческую и художественную литературу, не следят за общественно - политическими событиями. Их кругозор очень ограничен. Поэтому наши выпускники не умеют аргументировать, доказывать на примерах свои утверждения. Это очень заметно при выполнении 29 задания (эссе).
Что же остается делать учителю?
Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
Готовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию мне приходится в основном на уроках. Кроме того, отводится один час элективного курса. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, состоящую из заданий Открытого банка заданий ЕГЭ. На следующем уроке подробно разбираются наиболее трудные задания.
Подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. В 8-9 классе желательно выявить как можно больше ребят ставящих целью сдать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Ребята получают опыт выполнения КИМа. Опыт показывает, что вопросы КИМов ГИА и ЕГЭ нередко повторяются.
Подготовка к ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, подведёт учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха, позволит набрать опыт. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, решая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.