Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа – детский сад р.п. Чаадаевка
____________ Неклюдова М.Г.
«___»_________________ 20___ г.
р.п. Чаадаевка
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА |
1.1. Наименование проекта | PROчтение |
1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в проект | МБОУ НОШ – ДС р.п. Чаадаевка Библиотека |
1.3. Руководитель проекта, координатор проекта, исполнители (члены регионального проектного офиса) | Руководитель проекта: Белова Наталья Геннадьевна Исполнители: Белова Наталья Геннадьевна Сладкова Ольга Александровна Новичкова Галина Валерьевна Огарева Елена Викторовна |
1.4. Сроки и этапы реализации проекта | Январь 2018 – декабрь 2019 гг. |
Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА |
2.1. Основания для инициации проекта | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»); - Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 13.06.2014 № 426; - Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897 и от 17.05.2012 № 413 соответственно); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р); - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); - О проведении в 2014 году в Пензенской области Года культуры (распоряжение Правительства Пензенской области от 31.12.2013 № 715-рП) - Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом 24.11.2006 г. |
2.2. Актуальность | В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. По результатам анкетирования учащихся 5-8 классов школ г. Пензы свыше 50% опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают 3,6% опрошенных, а документальную литературу вообще никто не читает. Этим объясняется необходимость создания в образовательных организациях области читательской среды, т.е. атмосферы, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи. |
2.3. Цель | Повышение уровня читательской компетентности детей, рост читательской активности школьников |
2.4. Задачи | 1. Провести мониторинг читательской компетентности и читательской активности школьников. 2. Провести анализ работы школьных библиотек по формированию читательской компетентности и читательской активности в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО и создать региональную программу поддержки школьных библиотек и библиотекарей. 3. Разработать программы семейного и досугового чтения. 4. Провести региональные мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности. 5. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта. |
2.5. Содержание проекта | Разработать школьные проекты поддержки и развития чтения «Читающая школа». Спланировать проведение Дней общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул) Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» Разработать программу летних чтений «Каникулы с библиотекой» Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения Создать программы семейного и досугового чтения: Часы родительской грамотности в образовательных организациях («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.) Материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 г.г.». (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей) Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!» Организовать и развивать деятельность клубов семейного чтения в образовательных организациях и библиотеках области («Живой родник», «Книголюбы», «Книгочеи», клуб-театр семейного чтения «Вместе в мире книг» и пр.) |
2.6. Результаты проекта | Показателями эффективности проекта являются: позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению; привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся к концу 2018 года; не менее 50% семей – к концу 2019 года; увеличение числа участников конкурсов, акций, мероприятий, направленных на повышение уровня читательской компетентности не менее чем на 10% ежегодно; разработка программ семейного и досугового чтения не менее 70% образовательных организаций к концу 2018 года; 100% – к концу 2019 года; повышение квалификации не менее 50 учителей-словесников и школьных библиотекарей по программам поддержки и развития чтения ежегодно (всего – не менее 150 человек). |
| Целевые индикаторы: |
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
| Для МБОУ НОШ – ДС р.п. Чаадаевка |
1.1. | Проведение теоретического исследования “Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений” (библиотекарей, педагогов, родителей). | Январь | Педагоги |
1.2. | Организация литературных викторин для детей младшего школьного возраста | ежемесячно | Педагоги |
1.3 | Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Наши любимые стихи» и др. | в течение года | Педагоги |
1.4 | Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для учащихся, родителей и педагогов) | 1 раз в месяц | Педагоги |
1.5 | Марафон родительских собраний | ежемесячно | Педагоги |
1.6 | Фестиваль чтения | в течение года | Педагоги |
1.7 | Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др. | в течение года | Педагоги |
1.8 | Создание литературно-художественного детского журнала (произведения для домашнего чтения) | в течение года | Педагоги |
1.9 | Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» | в течение года | Педагоги |
1.10 | Педагогический совет «Воспитание у школьников любви к книге» | в течение года | Педагоги |
1.11 | Школьный конкурс чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный Победе в Великой Отечественной войне | май 2018 | Педагоги |
1.12 | Конкурс школьных сочинений, посвященных Победе в Великой Отечественной войне | апрель 2018 | Педагоги |
1.13 | Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам» | в течение года | Педагоги |
1.14 | Конкурс «Лучший читатель класса» | в течение года | Педагоги |
1.15 | «Час семейного чтения» | в течение года | Педагоги |
1.16 | Конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка» | в течение года | Педагоги |
1.17 | Акция «Читаем дома вместе с детьми» | в течение года | Педагоги |
1.18 | Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение» | в течение года | Педагоги |
1.19 | Конкурс «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья) | в течение года | Педагоги |
1.20 | «Читаем с мамой, читаем сами» | в течение года | педагоги |
1.21 | Часы родительской грамотности в образовательных организациях («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок») | в течение года | Педагоги |
1.22 | Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул) | в течение года | Педагоги Библиотекарь |
1.23 | Цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка» | в течение года | Педагоги |
2.5 | Программа летних чтений «Лето с библиотекой» | в течение года | Библиотекарь |
2.6. | Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» | в течение года | Педагоги Библиотекарь |
2.7 | Награждение Лучших читающих семей | в течение года | Педагоги |