СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Продуктивные задания как средство формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале описываются различные продуктивные задания, которые целесообразно использовать на уроках оружающего мира, чтобы ребенок не только его усвоил, но и  умел воспользоваться в дальнейшем своими знаниями.  

Просмотр содержимого документа
««Продуктивные задания как средство формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира»»

«Продуктивные задания как средство формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира»

« Сегодня мы готовим учеников

к профессиям, которых ещё не существует,

и к использованию технологий,

которые ещё не изобретены,

чтобы решать проблемы,

которые пока даже не считаем

проблемами.

(из книги Ч. Фаделя, М.

Бялик и Б. Триллинга «Четырёхмерное

образование», изд. Гр. «Точка», М.: 2018)


Главное в современном образовании – научить учиться, то есть осваивать новую информацию иупотреблять её для решения стоящих перед человеком проблем.

(Слайд 3)Что входит в понятие умения учиться:

– способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;

–умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;

– умение решить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;

– умение найтиновую недостающую информацию;

– умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;

– умение использовать отобранную информацию для решения проблемы;

- умение оценить успешность решения проблемы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться.

Учебный предмет «Окружающий мир» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД, в том числе познавательных УУД, составной частью которых являются базовые исследовательские действия.

(Слайд 4) Базовые исследовательские действия, это умения:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки

достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

(Слайд 5)Специфика курса «Окружающий мир» в 1-4 классах состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В курсе «Окружающий мир» 1-4 класс используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Как видно из перечисленных тем, материал, для обучающихся 1-4 класса, достаточно объемный. И чтобы ребенок не только его усвоил, но и  умел воспользоваться в дальнейшем этими знаниями, помогают продуктивные задания.
(Слайд 6) Продуктивные задания – это задания на преобразование информации с целью получения ответа на проблемный вопрос или ситуацию, для решения конкретной задачи, творческое воспроизведение знаний, получение нового продукта – своего вывода о знании, оценки его усвоения. Это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Они учат ребёнка самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребенка к приобретению знаний. Напомним в связи с этим слова Л.С. Выготского, который характеризовал познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес при этом «предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя…», как движущая сила познания.

(Слайд 7) Для знакомства младших школьников на уроках Окружающего мира с продуктивными заданиями на можно использовать следующие их виды:

(Слайд 8)

- упражнения на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации.

Например, после проведения опытов с песком и глиной (Тема урока: «Заглянем в кладовые Земли», 2 класс) можно предложить учащимся обсудить следующие проблемы:

- Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину? Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку?

(Слайд 9) Или при выполнении упражнения «Найди ошибку»
учитель показывает предмет (картинку, фотографию) и даёт его описание, заведомо делая ошибки, обучающиеся должны найти эти ошибки и исправить их. (Тема урока: «Явления природы», 2 класс)

(Слайд 10)

- философские задачи

Например, (Тема урока: «Какие бывают животные», 2 класс):

С какими животными сравнивают человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

(Слайд 11)

- графические логические задачи

Большие возможности предоставляют графические логические задачи для формирования представлений младших школьников об историческом времени. Например, составление ленты времени (3 класс). Эта работа может выполняться в парах, в небольших группах, коллективно. Рисунок ленты времени располагается в учебнике, но его можно продублировать на доске или стене классной комнаты. Познакомившись с каким-нибудь историческим событием, дети делают небольшой рисунок-символ и помещают его на соответствующее место ленты времени.

(Слайд 12) Или применительно к теме «Животный мир Земли» (3 класс) может быть дан целый ряд интересных графических логических задач.

Учитель раздает детям карточки, на которых написаны названия животных. Дети должны придумать свой символ, обозначающий класс животного (например, насекомые — красный круг; звери — коричневый овал; птицы — голубой квадрат), нарисовать символы с правой стороны листа и затем соединить линиями название животного с соответствующим символом.

(Слайд 13)

- творческое рассказывание

Творческое рассказывание отличается от простого воспроизведения текста учебника или объяснения учителя тем, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира.

Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретенные им в самостоятельной деятельности; тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Например, при изучении темы «Красная книга» (3 класс), творческое рассказывание  «Жалобная книга природы», где обучающиеся от лица редких животных и растений рассказывают о проблемах природоохраны и экологии.

(Слайд 14)

Рассмотрев все многообразие продуктивных заданий в курсе «Окружающего мира» 1-4 класса можно выделить принципы их построения и создания. Так при создании продуктивных заданий используются следующие принципы:

1. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.

Например: Придумай рассказ о своем воображаемом путешествии в лес (парк, деревню, город). (Тема: «Город и село» , 2 класс)

2. Предложить оценить ситуацию самому вместо авторской оценки.

Например: Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю другого русского города. (3 класс, тема «Российская империя 18 – 20 века. Екатерина II Великая»)

3. Связать с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию.

Например: Расскажите, какие из перечисленных явлений природы: ливень, снегопад, торнадо, ледоход, гроза, туман, цунами, наводнение, засуха вы наблюдали в вашем крае. Или Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

4. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.

Например: При организации в классе практической работы по уходу за комнатными растениями (животными) используется определённый алгоритм, записанный в памятке:



  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливай вечером, зимой – утром.

  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растениям.

  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями лучше опрыскивать.

  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков.



5. Дать задание в паре или группе, распределив роли.

Например: Проработайте в паре: один составляет рассказ о диких животных, другой о домашних животных. Представьте общую презентацию для одноклассников.

При конструировании продуктивных заданий используются различные речевые модели. Представим некоторые из них: (Слайд 15)

1. Каким образом можно…использовать для…?

2. Что подразумевается под…?

3. На что похоже…?

4. Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

5. В чем разница между …и…?

6. Какой аргумент можно привести против…?

7. Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

8. Чем вы можете аргументировать свой ответ?

9. Что случится, если…?

10. В чем сильные и слабые стороны…?

11. Что мы уже знаем о…?

12. Каким образом…влияет на…?

13. Объясните, почему…? Объясните, как…?

14. В чем смысл…? Почему важно..?

15. Чем похожи…и…?

16. Какой…является лучшим и почему?

17. Сравните … и … на основании…

18. Согласны ли вы с утверждением, что…?

Изучая принципы построения и, определив речевые модели, которые используются при конструировании продуктивных заданий, можно выделить методы построения продуктивных заданий: (Слайд 16)

Метод создания нового

При реализации этого направления, учащимися выполняются продуктивные задания, ориентированные на создание нового: придумай сказку (историю) о...; напиши «Памятку туристам», напиши мини-сочинение на тему "Как сохранить животных Красной книги»; придумай запрещающий знак; придумай новую обувь, одежду, используя знания предков, и т.д.

Выполнение этих заданий лучше организовать при помощи отдельных приемов фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики (метод групповой генерации идей, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач), метода фокальных объектов (метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов), морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов должно происходить преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением. (Слайд 17)

Метод использования в новом качестве

Опираясь на имеющийся опыт, ученики выполняют следующие задания:

Например, работа в группах с целью получения нового объекта, тема: «Крестьянское жилище и утварь». Группы получают задания: придумать новую лавку, усовершенствовать прялку, придумать новый сундук, усовершенствовать печь.

«Попробуйте увидеть необычное в обычном … арбузе»;

«Найди обычное в необычном» (загадки-метафоры);

«Найди новое применение данного предмета» (ящик можно использовать в качестве стула или стола) ;

«Определи назначение предмета и найди ему замену» и т.д.

(Слайд 18)

Групповой метод

Знания, получаемые через общение, более основательны, чем в процессе обычной учебной деятельности. Основной смысл групповой работы заключается в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии.

Реализация этого метода при создании продуктивных заданий предполагает также применение метода контрольных вопросов и приемов фантазирования, например написания сказок и историй, составление загадок (Например "Сказка об органах чувств").

Групповая работа над заданиями организуется в следующих вариантах:

1 - коллективный выбор темы для сказки (истории, загадки),

2 - обсуждение отдельных этапов работы с последующим составлением своего варианта;

3 - самостоятельное написание сказки (истории, загадки) на заданную тему с последующим коллективным обсуждением полученных произведений по следующим вопросам: "Какие приемы чаще использовались при составлении сказки (истории)?"; "Какая понравилась больше, почему?".

(Слайд 19)

Таким образом, в результате использования продуктивных заданий при изучении предмета «Окружающий мир» у младшего школьника формируются следующие умения: (Слайд 20)

• умение, опираясь на имеющийся опыт, получать новое знание;

• умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;

• применять умения в нестандартных ситуациях;

•умение работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать;

• стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;

• умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;

• к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.

Поэтому регулярное продуманное использование продуктивных заданий на уроках Окружающего мира приближает конечную цель образования – воспитывать современную, функционально грамотную личность,

«Продуктивные виды деятельности как средство формирования

познавательных УУД»

ПОДГОТОВИЛА: БАРУТКИНА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА –

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МКОУ ПОСЕВНИНСКАЯ СОШ

Познавательные универсальные учебные действия - это система способов

познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации. Именно учебная

деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития детей младшего

школьного возраста, а именно формирование мотивов учения, развитие

устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие

продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учить


Познавательные универсальные учебные действия - это система способов

познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации. Именно учебная

деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития детей младшего

школьного возраста, а именно формирование мотивов учения, развитие

устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие

продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения