СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Бабочки-красавицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Бабочки-красавицы"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Бабочки-красавицы"»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 комбинированного вида»

623401, Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. Лесная,10









Проект

«Бабочки - красавицы»










Составитель:

Корякова Наталья Васильевна

Попова Елена Владимировна






г. Каменск-Уральский

2025





Проект «Бабочки – красавицы»


По характеру доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.

По характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

Вид проекта: творческий для детей от 4 до 7 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 01.07.2025 – 31.08.2025.

Участники проекта: дети, педагоги.

 Актуальность

Гуляя летом с детьми, мы наблюдали за бабочками, у ребят возникли вопросы: «Бабочка – это насекомое?», «Как появляются бабочки?», «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено организовать и провести познавательно-творческую работу с детьми группы в рамках реализации проекта «Бабочки». Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочках, их строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

Цель проекта: 

формирование элементарных представлений о бабочках у детей подготовительного дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;

  • учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, аппликации).

Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.


Предполагаемый результат:

  • Элементарные представления: о бабочках, их строении и видовом многообразии.

  • Пользе и вреде в природе.

  • Расширить кругозор и обогатить словарный словарь детей.

Итоговое мероприятие

  • Создание альбома о бабочках.



























Сроки

 проведения

Содержание проекта

Участники проекта

Ответственный

 Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта.

  • Анализ имеющихся условий в группе.

  • Консультация для родителей «История бабочки»

  • Рассматривание иллюстраций «Бабочки - красавицы».

  • Рассказ воспитателя: «Дружная семья бабочек».

  • Чтение стихотворении: «Малютка бабочка» (Людмила Мелехова), «Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).

  • Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка»

Дети

Воспитатель

Основной этап

  • Рисование «Бабочки – красавицы».

  • Беседа «Чудесные превращения».

  • Пальчиковая гимнастика «Гусеница».

  • Дидактическая игра «Угадай по описанию».

  • Словесная игра «Один - много».

  • Аппликация «Бабочки».

  • Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки»

  • Наблюдение на участке группы за бабочками.

  • Беседа «Для чего нужны бабочки?»

  • Пальчиковая гимнастика «Гусеница».

  • Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

  • Опытно -экспериментальная деятельность «Превращение гусенички»

Дети и родители

Воспитатели

Заключительный этап

  • Создание альбома о бабочках


Дети

Воспитатели



















«Бабочка- красавица!»

(Техника – кляксография)

Образовательная область: художественное творчество

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видам, учить детей сравнивать, анализировать.

Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ;

Развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность.

- Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

Оборудование:краски (акварель или гуашь), кисти, стаканчики с водой, салфетки; бумага, сложенная пополам; фломастеры или карандаши.

Предварительная подготовка:

- 1.Наблюдение за бабочками на участке детского сада.

- 2.Беседа о бабочках.

-3. Разучивание стиха о бабочке.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

- Рассматривание иллюстраций;

- Выяснение строения бабочки;

- Дидактическая игра «Насекомые», «Что на что похоже?» (Цель: развивать ассоциативное мышление)

  1. Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу превратить вас в волшебников. У меня есть волшебная палочка и я произнесу волшебные слова.

Раз, два, три,

Рисовать нас научи

Воспитатель: Мы не будем рисовать так, как мы это делаем всегда. Рисунок у нас получится почти сам собой. Ребята, а так бывает? Как это может быть? Просто мы на одной половине нашего листа бумаги капнем две капли краски.

Воспитатель наносит две капли краски на бумагу. Дети выполняют данное действие, выбирая краску по желанию.

Воспитатель:  А теперь закроем кляксы второй половинкой листа бумаги и аккуратно прижмем ее. Осторожно откроем и посмотрим, что же у нас получилось. (Воспитатель прикрепляет свой рисунок на доску) На что это похоже?

Дети высказывают свои предположения.

-    А мне кажется, что у меня получилась... (Воспитатель дорисовывает голову, усики, туловище, узор и т. п.) Узнаете?

Воспитатель читает загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно, это бабочка. Бабочки бывают разными. Сейчас, я хочу позвать вас на выставку бабочек. Обратите внимание, как разнообразна их окраска и размер.

А теперь посмотрите на свои рисунки. Что нужно дорисовать, чтобы и на ваших рисунках запорхали бабочки? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Туловище у бабочки черного цвета.

Дети дорисовывают детали.

Воспитатель: Сколько разноцветных бабочек слетелось к нам в группу! Тут и синие, и желтые, и красные! А наши бабочки будут летать?

Воспитатель проводит игру: декламирует стихотворение, дети имитируют движения бабочки. (физкультминутка)

Воспитатель:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Дети приседают, опустив голову, затем встают, потягиваются, машут руками, имитируя движение крыльев бабочки, кружатся.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Вы сегодня постарались. Что вам понравилось на занятии? А понравилось ли вам рисовать из кляксы?

Как появляется бабочка

Бабочки – самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие-с ноготок. Вы видели, когда - нибудь бабочку? Ну, конечно, видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?

Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца.

Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.

Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам.

Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть и ползать, устраивается поудобнее в каком – нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями. Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой мягкой кожей. Его называют коконом.

Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами.

Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы снова превратятся в прекрасных бабочек.


























Консультация для родителей

«История бабочки»

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые: это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света.

Раньше люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

Как можно рассказать детям о бабочках?

Внешний вид бабочек.

Рассмотрите с детками строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.  Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.

Жизненный цикл бабочки.

Бабочки-насекомые с полным превращением.

Жизненный цикл состоит из 4-х стадий. Яйцо-личинка (гусеница)-куколка и взрослая бабочка.

Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку. Куколка обычно коричневая, неподвижная. Стадия куколки длится от нескольких дней до нескольких лет. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки. А потом начинает летать. Вот такое превращение у бабочки.

Дети часто видят гусениц, они неприятные.


Загадки о гусеницах.


Загадайте детям загадки о гусеницах. Можете сделать поделки, чтобы ребята лучше запомнили, как из гусеницы получаются такие красивые бабочки.

По траве ползет,

В коконе висит,

Но время придет

И в небо улетит.

( Гусеница и бабочка)


Бабочкина дочка

Вся в мелких ярких точках,

Медленно ползет

Листики грызет.

(Гусеница)


Какие бывают бабочки.

Бабочки очень разные. Чтобы рассказать детям о разнообразии бабочек, можно рассмотреть книги, энциклопедии, а если есть возможность, сходить в музей, где есть бабочки.

Самая распространенная бабочка-это крапивница. Красивая, пестрая, оранжевая с черными точками. Называется она крапивница, потому что ее гусеница может, есть крапиву.

Лимонница: ярко-желтая бабочка. Ее часто можно спутать с листиком.

Капустная белянка-очень распространенная бабочка, белая, с черными точками. Ее гусеницы едят листья капусты. Посмотрите картинки, где изображены различные бабочки. Пусть дети запомнят их, а потом на прогулке попробуют отгадать, что за бабочка летает.

 

Охрана бабочек.

Не забудьте сказать детям, что к бабочкам надо относиться бережно. Нельзя их ловить, убивать. Многие бабочки уже занесены в Красную книгу. Конечно, есть гусеницы и бабочки, которые наносят вред сельскому хозяйству. Например, гусеницы капустницы снижают урожаи капусты и яблок. Но огромное число бабочек либо нейтральны, либо полезны, и их надо охранять. Мы, например, пользуемся тканями натурального шелка, из коконов, которые плетут гусеницы тутового шелкопряда. Велико значение бабочек как опылителей. Для борьбы с сорняками используют гусениц, которые питаются одним видом сорняка. Бабочек надо охранять еще и потому, что они очень красивые и являются украшением полей, лугов и лесов.






Адмирал – бабочка с "лампасами"











Боярышница – красивая и коварная





Капустница – опасный вредитель кочанов









Крапивница – ценитель березового сока





Ленточница ивовая – сумеречная гостья







Лимонница – долгожитель в мире бабочек







Махаон – королева бабочек









Павлиний глаз – самая живописная бабочка средней полосы



Перламутровка – враг яблони, ежевики и малины





Пестрянка луговая – ядовитое насекомое







Репейница – любитель заморских путешествий







Толстоголовка – неприхотливая красавица