СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект дополнительной общеразвивающей программы «Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект программы разработан для обучающихся с РАС в возрасте от 3 до 7 лет, испытывающих трудности в организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Проект дополнительной общеразвивающей программы «Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"»

Выступление-презентация учителя-логопеда Михеевой М.В.

проекта дополнительной общеразвивающей программы «Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра, проявляющимися в трудностях организации общения и взаимодействия с другими людьми» (3 – 7 лет)»


Актуальность и перспективность программы


Для осуществления положения закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где отмечается, что «Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам» и в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 «о совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощь» была разработана дополнительная общеразвивающая программа по коррекции расстройств аутистического спектра специалистами нашего Центра: учителем-дефектологом Куликовой Н.В., учителем-логопедом Михеевой М.В.; педагогом-психологом Шарун А.Н., старшим методистом Васиной Т.В. и учителем-дефектологом филиала Центра г.Гусь-Хрустальный Соколовой Е.В.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей, имеющих проявления расстройств аутистического спектра (РАС). Только за последние 2 года в наш Центр обратились родители (законные представители) 35 детей с РАС.

Расстройства аутистического спектра - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.



Практическая направленность и новизна программы



Программа направлена на оказание компенсирующей, логопедической и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проявляющимися в трудностях организации общения и взаимодействия.

Данная программа является компилятивной, при ее составлении использовались различные источники по данной проблеме.

Новизна программы состоит в попытке оказания комплексной помощи ребенку с трудностями в организации общения и взаимодействия с другими людьми учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом.


Цель программы

Максимально возможное преодоление трудностей в организации общения и взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра, раскрытие их потенциальных возможностей и способностей, формирование предпосылок к социальной адаптации.


Задачи:

Диагностические

  1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

  2. Разработка индивидуального маршрута развития и социализации ребенка.


Коррекционные

  1. Создание условий для перехода к более активным и сложным контактам с людьми.

  2. Развитие активного и осмысленного отношения к окружающему миру.

  3. Формирование самостоятельности во взаимодействии с миром.

  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

  5. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

  6. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка.

  7. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

  8. Развитие общей и мелкой моторики.

  9. Развитие познавательной деятельности.

  10. Формирование алгоритмов произвольного высказывания, коммуникативной функции речи.


Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

  2. Формирование всех видов детской деятельности.


Адресность программы


Программа адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, оказывающим компенсирующую, логопедическую и психологическую помощь детям дошкольного возраста (3 - 7 лет), имеющим расстройства аутистического спектра, которые проявляются в трудностях установления контактов и организации общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Программа рассчитана на 25 занятий и предполагает проведение в течение недели 2-х занятий с одним ребенком тремя специалистами: одно занятие проводит один из специалистов, второе – два специалиста совместно.


Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности


При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в социальной адаптации и социализации ребёнка.

Дети овладевают следующими умениями и навыками:

  • вступают в контакт со взрослыми (и детьми);

  • выполняют знакомые действия по словесной инструкции взрослого;

  • произвольно подражают действиям взрослого;

  • выражают просьбы о помощи;

  • знают и применяют общепринятые формы приветствия и прощания;

  • понимают содержание лексических тем, правил использования разных предметов, понимание действий людей и животных;

  • адекватно используют невербальную коммуникацию: указательный жест, улыбка, кивок головой (да), раскачивание головой в стороны (нет);

  • выполняют целенаправленные, адекватные действия с предметами, знают сенсорные эталоны, количественные характеристики, части тела, лица;

  • выполняют элементарные конструктивные действия.


Оценка достижения планируемых результатов


Для оценки достижения планируемых результатов проводится диагностическое обследование. При зачислении ребенка на занятия по программе осуществляется входная диагностика, которая позволяет:

  • определить уровень актуального развития и зону ближайшего развития ребенка с РАС, выявить его резервные возможности;

  • выявить особенности эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей ребенка с РАС;

  • изучить адаптивные возможности и уровень социализации ребенка с РАС.

Промежуточная и итоговая диагностика позволяет провести мониторинг динамики развития и успешности освоения данной программы.


Структура и содержание программы


С учетом специфики нарушений познавательных и коммуникативных процессов детей с расстройствами аутистического спектра, которые проявляются в трудностях организации общения и взаимодействия с другими людьми, каждое коррекционное занятие данной дополнительной общеразвивающей программы направлено на:

    • Социальное развитие;

    • Познавательное развитие;

    • Развитие речи и формирование коммуникативных способностей;

    • Развитие двигательной активности.


Сроки реализации программы


Сроки реализации программы зависят от индивидуальных особенностей ребенка, имеющихся у него нарушений, запросов его родителей (законных представителей).


Методы, используемые при реализации программы


На занятии используются практические, наглядные и словесные методы, приемы.


Обоснованные критерии ограничения и противопоказания

на участие в освоении программы


Дополнительная общеразвивающая программа «Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра, проявляющимися в трудностях организации общения и взаимодействия с другими людьми (3 – 7 лет)» не может быть реализована в работе с детьми:

  • с повышенной судорожной готовностью;

  • выраженным органическим поражением головного мозга;

  • со средней и тяжелой формами умственной отсталости;

  • серьезными нарушениями слуха и зрения;

  • психическими заболеваниями;

  • с острыми инфекционными заболеваниями.


Требования к условиям реализации программы

  1. Психолого-педагогическое обеспечение;

  2. Программно-методическое обеспечение;

  3. Кадровое обеспечение;

  4. Материально-техническое обеспечение;

  5. Информационное обеспечение.


Система организации контроля за реализацией программы

Система контроля за реализацией программы обусловлена комплексным взаимодействием специалистов учреждения. Это определение и решение проблем ребёнка, предоставление ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля. Проводится анализ личностного и познавательного развития ребёнка. Составляется программа общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Формой организованного взаимодействия специалистов является педагогический совет Центра.

В реализации программы подразумевается активное участие родителей (законных представителей) и семьи в целом. Родители (законные представители) принимают участие в планировании индивидуально-ориентированного маршрута развития ребенка, участвуют или присутствуют на коррекционно-развивающих занятиях и других видах организации детской деятельности, выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях, повышают свою педагогическую компетентность.

Профессиональное взаимодействие Центра с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества) также является механизмом реализации данной программы.

Контролирующую функцию выполняет Общее собрание Центра, непосредственное управление Центром осуществляет директор, администрация Центра (директор, заместители директора), заведующий филиалом.


Критерии оценки достижения планируемых результатов

При зачислении ребенка в Центр проводится первичная диагностика для оценки уровня и особенностей психического развития.

Промежуточная и итоговая диагностика проводится при освоении ребенком программы (ее части) для оценки динамики развития и эффективности коррекционной программы.